Проблемы подготовки специалистов управления в свете реформы системы российского образования



Проблемы подготовки специалистов управления в свете реформы системы российского образования

Объективная необходимость полноценной интеграции России в международную систему экономических отношений обусловливает повышение требований к уровню подготовки отечественных специалистов управления. Однако реализация этого усложняется под влиянием множества факторов. Прежде всего это вызвано неуклонным падением качественного уровня отечественного образования. Так, по данным исследований PISA*(1), Россия по уровню общего образования на протяжении последних 10 лет неизменно находится в третьей, низшей группе обследованных стран. Такое положение - это еще и результат неизбежных издержек, обусловленных происходящим процессом реформирования образования, осуществляемого на фоне все еще недостаточных ассигнований на заработную плату преподавателей и оснащение учебных заведений современными средствами обучения.
Вместе с тем в настоящее время специалисты любой сферы деятельности, наряду с предметами по своей основной специальности, должны также профессионально владеть соответствующими информационными технологиями (и хотя бы одним иностранным языком, по крайней мере, английским). В противном случае они будут просто неконкурентоспособными на рынке труда. В этом плане вузы сталкиваются с серьезной проблемой - с необходимостью обеспечить высокий уровень подготовки своих выпускников в условиях сокращения на год срока обучения и негативного влияния ряда "внешних" и "внутренних" факторов.

Влияние внешних и внутренних факторов на уровень подготовки специалистов по управлению

К внешним, практически независимым от вузов факторам*(2), относится неуклонное падение общего среднего образования, в связи с чем вузы вынуждены на первых курсах обучения решать задачу ликвидации "прорех" общего образования, тем самым компенсируя низкий уровень довузовской подготовки студентов. Причем негативную роль в этом плане на данном этапе сыграло и введение ЕГЭ в его существующей форме.
Так, возможность исключения из состава выпускных экзаменов информатики как непрофильного предмета для поступления в вузы по большинству специальностей (в условиях ужесточившейся конкуренции пропускных "баллов" абитуриентов) привела к тому, что школьники уделяют ей недостаточно внимания. Вместе с тем общеизвестно, что умение работать за компьютером развивает такие важные качества, как аккуратность, внимательность, пунктуальность, умение логически мыслить и принимать подчас нестандартные решения.
К чисто внутривузовским факторам, оказывающим влияние на качество подготовки студентов, в первую очередь следует отнести слабую информатизацию предметов, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью выпускников вузов. Например, как свидетельствует собственная практика последних лет преподавания курса "Современные информационные технологии обучения" слушателям ИПКП Финансового университета, абсолютное большинство из них все еще не имеют возможности проводить со студентами занятия по финансово-экономическим дисциплинам, используя современные компьютерные технологии. Причем следует отметить, что это вызвано не столько отсутствием у преподавателей этих дисциплин соответствующих навыков работы с профессиональными компьютерными системами, сколько просто нехваткой учебных аудиторий, оборудованных персональными компьютерами. Преподаватели финансово-экономических дисциплин в основном успешно владеют современными профессиональными программными средствами (ППС). Более того, многие из них все более активно включаются в разработку собственных программных приложений для решения задач своей предметной области, активно используя возможности таких распространенных программно-инструментальных средств, как Excel*(3).
Вместе с тем преподаватели специальных кафедр могут и должны обучать студентов по своим предметам (как пользователей информационных технологий) на базе готовых ППС функционального назначения, например бухгалтерский учет, применяя "1С:Бухгалтерия", "Турбо Бухгалтер" или другие бухгалтерские пакеты, страхование - "ИНЭК-Страховщик", "Парус - Страхование", "Diasoft FA Insurance" и т.п. При этом авторитет таких преподавателей среди студентов будет значительно выше по сравнению с теми, кто "по старинке" все еще обучает только с помощью "мела и доски". Кроме того, на компьютеризированных занятиях студенты проявляют неизмеримо больший интерес к предмету, да и занятия проходят более продуктивно.

Первоочередные задачи подготовки управленцев в области информационных технологий

Однако в настоящее время в силу указанных причин обучение студентов профессиональной работе с пакетами функционального назначения в той или иной мере вынуждены выполнять ИТ-кафедры, хотя это с успехом могут делать и преподаватели специальных кафедр. Из-за этого, а также ввиду ограниченного объема учебных часов вне рамок ИТ-дисциплин оказались серьезные вопросы, с которыми выпускники вузов могут сталкиваться в своей последующей деятельности и решение которых входит в круг задач обучения исключительно преподавателями - профессионалами в области информационных технологий:
во-первых, это обучение умению оценивать потребительские свойства различных профессиональных ППС с целью их обоснованного выбора, например по такому важному критерию, как "качество - стоимость";
во-вторых, это задача научить студентов умению самостоятельно осваивать новые прикладные программные средства (и их более продвинутые версии), используя соответствующую сопроводительную техническую документацию (в частности, "Руководство пользователя" и "Руководство оператора");
наконец, только ИТ-профессионалы могут дать студентам тот необходимый минимум знаний в области корпоративных информационных систем (КИС) и компьютерных технологий, без которых им как будущим пользователям этих технологий будет сложно эффективно работать в среде современных информационных систем.
Немаловажную роль здесь играет и умение правильной организации взаимодействия будущих управленцев с ИТ-профессионалами. В противном случае будет трудно избежать проблем, обычно возникающих между ними при общении на различных этапах жизненного цикла КИС: с момента начала работ по созданию и внедрения КИС и в последующий период их промышленной эксплуатации.
Не секрет, что от решения проблемы грамотного взаимодействия пользователей с ИТ-специалистами во многом зависит, насколько эффективно будет реализована, а в последующем и функционировать КИС. Причем это может зависеть не только от чисто психологических факторов, присущих человеческому общению, но и от того, насколько грамотно и четко сможет сформулировать свои информационные потребности специалист управления, т.е. от эффективности решения наболевшей проблемы: "что и как"*(4). Известно, что "любой ИТ-проект больше зависит от заказчика, чем от исполнителя. Его успех зависит от того, насколько точно пользователь может осознать и сформулировать свои требования"*(5).
Вместе с тем, чтобы грамотно формулировать постановки задач, понимать специфику представления и описания исходных данных для их решения, пользователю целесообразно самому окунуться в атмосферу подготовки компьютерной реализации задач, так как такое обучение носит итерационный характер, а "начало процесса автоматизации задач, которые ставит конечный пользователь, немедленно изменяет его представление об этих задачах"*(6).
Таким образом, в функции ИТ-кафедр как неотъемлемая и важная составляющая общей компьютерной подготовки современных специалистов управления должна входить и задача обучения студентов умению готовить постановки задач для их последующей реализации профессионалами в сфере информационных технологий. Это в значительной мере связано с умением интерпретировать различные варианты представления исходных данных для решения задач. Недаром, как отмечал известный программист Ф.П. Брукс: "... гораздо чаще стратегические находки приходят в результате изменения способа представления данных или таблиц. ... Представление данных - это сущность программирования. ..."*(7). Вместе с тем только специалист, понимающий экономическую сущность задачи, в состоянии представлять различные возможные варианты ее корректной постановки.
Следовательно, в полной мере прочувствовать специфику постановки задач для их реализации профессионалами в области компьютерных технологий будущий специалист управления сможет только тогда, когда он сам будет иметь хотя бы простейший опыт подготовки программных приложений для решения каких-либо аналогичных задач, присущих его предстоящей сфере деятельности.
Наконец, умение четко и корректно формулировать свои информационные потребности важно еще и с точки зрения обеспечения эффективного взаимодействия с ИТ-профессионалами.

Создание межкафедральных курсов ИТ-кафедры с профильными кафедрами вуза

Следует также отметить, что в плане повышения эффективности подготовки специалистов организационно-экономического управления до сих пор совершенно не развиты общие, межкафедральные предметы. В рамках таких интегрированных дисциплин можно обеспечить комплексный подход к овладению знаниями, когда преподаватели специальных профильных кафедр будут разбирать со студентами внутриэкономическую сущность природы изучаемых экономических процессов, рассматривая различные методы их решения, а преподаватели ИТ-дисциплин будут демонстрировать современные, наиболее эффективные компьютерные технологии их реализации.
Практически вне планов существующих ИТ-дисциплин также остаются вопросы, вытекающие из необходимости системного подхода к решению проблем, связанных с применением современных информационных технологий:
интеграция компьютерных систем функционального назначения и систем электронного документооборота;
организация работы в среде Интранет и Экстранет;
организация работы в экономически, социально и экологически перспективном режиме "teleworking", приобретающим все большую популярность на Западе;
интеграция всех без исключения компьютерных систем объекта, эта концепция получила название "интеллектуальное здание".
Естественно, что все отмеченные аспекты обучения студентов вузов предъявляют повышенные требования и к преподавателям ИТ-кафедр. Однако, к сожалению, все еще нередки случаи, когда курсы по информационным системам проводят преподаватели, не имеющие практического опыта ни по созданию таких систем, ни по работе с ними. Хотя известно, что такой опыт невозможно заменить никакими теоретическими знаниями и исследованиями в области создания КИС и применения информационных технологий.
Как следствие, читаемые в настоящее время на ИТ-кафедрах курсы в основном ориентированы лишь на освоение различного рода готовых пакетов прикладных программ, обеспечивающих реализацию тех или иных функциональных задач в рамках будущей специальности выпускников вуза.
Что касается программно-инструментальных средств, позволяющих пользователям самим создавать программные приложения для их последующего многократного использования, то в подавляющем большинстве случаев осваиваются лишь Access и Excel. Причем эти средства рассматриваются на достаточно упрощенном уровне и главным образом в рамках учебных программ первого курса, когда студенты еще не имеют достаточных знаний по своей будущей специальности, а следовательно, не способны полномасштабно и квалифицированно осваивать компьютерные технологии. Хотя специалисты финансово-экономического профиля, профессионально владеющие компьютерными технологиями, очень востребованы на рынке труда.
В сложившейся в настоящее время ситуации выходом из положения является введение ИТ-кафедрами дополнительных курсов "по выбору", на которых студенты могли бы по желанию:
совершенствовать свои знания до уровня профессиональных пользователей ППС функционального назначения, применяемых в рамках их специальности;
овладевать технологиями работы в программно-инструментальных средах, используемых в целях создания эффективных программных приложений для решения широкого круга финансово-экономических задач.

Подготовка специалистов по направлению для работы с "закрытыми" и "открытыми" системами

В настоящее время в целом просматриваются два направления при освоении информационных технологий будущими специалистами в области экономики.
Во-первых, это изучение студентами готовых программных продуктов прикладного назначения (как правило, представляющих собой "закрытые" системы), с которыми они могут иметь дело после окончания вуза (например, пакеты Project Expert, "Контур Стандарт" и т.п.). Причем они могут осваиваться как в рамках курсов по основной профессии (с помощью преподавателей специальных дисциплин), так и в рамках межкафедральных курсов (проводимых совместно преподавателями специальных кафедр и ИТ-кафедры).
Во-вторых, это освоение и работа с "открытыми" прикладными системами функционального назначения (например, такими пакетами, как "Альт-Инвест", Abacus Financial и т.п.), а также подготовка собственных программных приложений, обеспечивающих решение функциональных задач с помощью программно-инструментальных средств (например, Access, Excel, MatLab и т.п.). Эти занятия могут быть реализованы как в рамках межкафедральных курсов, так и исключительно по программам ИТ-кафедр.
Важно отметить, что работа студентов с "закрытыми" и "открытыми" системами имеет свои преимущества и недостатки. Так, все "закрытые" системы, как правило, строятся по принципу "Plug and Play", что является их несомненным достоинством. Вместе с тем для работы с такими системами необязательно иметь высшее специальное образование, достаточно максимум двух недельных курсов для освоения "Руководства пользователя" с целью приобретения навыков корректного ввода исходных данных.
Однако, оперируя с "закрытыми" системами (а разработчики софта, как правило, приверженцы именно таких систем), пользователь - специалист по управлению, по образному выражению акад. А.П. Ершова, уподобляется младенцу, "который вынужден, есть - что дадут, спать - где положат"*(8), т.е. становится заложником этих систем. Он вынужден чисто "механически" решать задачи, не вдаваясь во внутреннюю логику их работы и полностью доверяясь реализованным в них алгоритмам, а это подчас чревато негативными последствиями, так как может приводить к неожиданным и нежелательным результатам. Например, калькулятор в Windows 3.0 при некоторых значениях аргументов выдавал "-0" (отрицательный ноль), а в примере 12,52 - 12,51 одно из следующих значений: 0.00; 0.0099999999; 0.010000001 (см. рисунок).

"Рис. 1"

Кроме того, изменения в исходных постановках задач, не предусмотренные в используемой версии любой "закрытой" системы, требуют обращения к их создателям для осуществления необходимой модификацией, а это, как правило, связано с дополнительными стоимостно-временными затратами.
Таким образом, с "закрытыми" системами студенты осваивают информационные технологии исключительно с точки зрения процедуры работы с готовыми программными продуктами функционального назначения, сами же технологии, заложенные внутри этих систем, представляются пользователям с позиций "черного ящика".
Работая с "открытыми" системами, их пользователь может в той или иной мере самостоятельно настраивать процесс реализации задач, что, естественно, требует от него в первую очередь понимания сущности задачи. Тем самым он уже не является простым "придатком" такой системы и имеет возможность активно вмешиваться в ее адаптацию к изменяющимся условиям реализации прикладных задач. В этом случае студенты могут осваивать информационные технологии, используемые как в целях подготовки собственных программных настроек или программных приложений для решения функциональных задач управления, так и в целях подготовки работы конечных пользователей с этими системами, при разработке Руководства пользователя.
Вместе с тем, чтобы специалист по управлению сам мог подготавливать эффективные программные приложения, существуют достаточно простые приемы и информационные технологии*(9), которыми, к сожалению, подчас не только не владеют, но и о которых даже могут не иметь представления профессиональные ИТ-специалисты.
Очевидно, что при обучении студентов таким технологиям реализация прикладных экономических задач с помощью программно-инструментальных средств имеет определенные преимущества. Чтобы автоматизировать решение прикладной задачи студенту, прежде всего необходимо иметь четкое и правильное представление о ее внутренней экономической сущности, что важно в плане его профессиональной подготовки. Иначе он просто будет не в состоянии правильно реализовать требуемое программное приложение. Кроме того, в данном случае все программные решения студентов, как правило, будут носить уникальный характер, отражая их индивидуальные способности, что практически полностью исключает возможность плагиата выполняемых заданий - этого бурно развивающегося негативного явления, для борьбы с которым вузы стали внедрять систему "Антиплагиат", а в новом уставе МГУ даже предусматриваются такие экстраординарные меры, как отчисление студентов. Наконец, создавая собственные уникальные программные приложения, студенты невольно вовлекаются в творческий процесс, а радость творчества является хорошим стимулом и в учебе, и в работе.

Окончание следует

Л. Еремин,
доцент кафедры Информационные технологии Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации

"Финансовая газета", N 14, 15, апрель 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Programme for International Student Assessment - Программа международной экономической организации развитых стран для международной студенческой оценки.
*(2) Исторически сложилось так, что ряд вузов давно осуществляет "плановую" профильную подготовку "своих" абитуриентов на базе сотрудничающих с ними средних школ.
*(3) Никольская Ю., Спиридонов A. Excel в помощь бухгалтеру и экономисту. - М.: Вершина, 2006. - 256 с.
*(4) Обычно во взаимодействии заказчика и разработчика возникает патовая позиция: один знает, что, но не знает, как, а другой, наоборот, понимает, как, но не знает, что. Между ними нет адекватного интерфейса" (Позин Б., Кумсков М. Создание программ как инженерная дисциплина // ComputerWorld Россия. - 2000. - N 37, 10 октября. - С. 19).
*(5) Лашманов А. О документообороте без иллюзий // Intelligent Enterprise. 2008. - 15 октября. - С. 33.
*(6) Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1993. - С. 169.
*(7) Брукс Ф.П. Как проектируются и создаются программные комплексы. Мифический человеко-месяц (очерки по системному программированию). - М.: Наука, 1979. - С. 81-82.
*(8) Левин К. Скульптура мысли. Пути в незнаемое. Писатели о науке: Сбор, очерков. - М.: Советский писатель, 1986. - С. 112.
*(9) Л.В. Еремин. Расчет страховых резервов с использованием табличного процессора Excel // Финансовая газета. Региональный выпуск. N 29. - 2001. - С. 14.
Еремин Л. Таблицы решений в реализации задач финансово-экономического управления. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2004. - N 16, 18.
Еремин Л. Технология организации решения финансово-экономических задач в табличном процессоре Excel // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2006. - N 19, 20.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.