Повышение зарплаты учителей зависит от воли регионов



Повышение зарплаты учителей зависит от воли регионов

Владимир Путин, выступая на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, заявил об увеличении с 1 сентября этого года фонда оплаты труда педагогов на 30 процентов. Кроме того, из федерального бюджета на модернизацию системы образования в ближайшие два года будет выделено 120 миллиардов рублей. О том, какой прибавки к зарплате стоит ожидать учителям, в интервью РИА Новости рассуждает секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Лившиц.
- Владимир Борисович, многие скептически относятся к заявлениям о повышении зарплаты. На форумах уже встречаются отзывы, мол, одной рукой дают, а другой отбирают. О каком реальном повышении зарплаты может идти речь, если фонд оплаты труда будет увеличен на 30 процентов?

- Насколько будет повышена зарплата учителей, сейчас сказать нельзя, это покажет текущий год. Конечно, можно только приветствовать, что федеральная власть говорит о повышении зарплаты учителям. Но ведь не федеральный центр повышает зарплату. Из центра лишь поступают дополнительные средства, чтобы регионы могли выйти на то повышение оплаты труда, о котором идет речь.

Регионы могут решить по-разному, насколько и как повышать. Мы, к примеру, выступаем за то, чтобы не было опережающего повышения стимулирующей части зарплаты, чтобы базовая и стимулирующая части повышались пропорционально. Как повысят – увидим.

- Было заявлено, что в ближайшие годы зарплаты учителей должны сравняться со средними по экономике в регионе. Это реалистично?

- Вполне. Другое дело, что показатель средней зарплаты по экономике – относительный. К примеру, Псковская область – депрессивный регион, для него стоило больших усилий поднять зарплату учителям до средней по экономике в регионе, но подняли. Сейчас она даже превышает ее на тысячу рублей. Но составляет всего 15 тысяч рублей, что очень мало. А есть регионы богатые, для которых повышение не составит труда.

На мой взгляд, правильнее было бы говорить о понятии минимального уровня оплаты труда. Ведь все учителя работают по одинаковым стандартам, выполняют одну работу. А зарплаты – по регионам сильно разнятся. Понятно, что уровень потребительских корзин в регионах разный, и зарплаты не могут быть одинаковыми. Но дело в том, что уровень зарплаты не всегда связан с доходностью региона. Мы в свое время проводили анализ, который показал, что большую роль в этом вопросе играет политическая воля региональных властей. Поэтому правильнее было бы говорить о минимальном уровне оплаты с учетом экономической ситуации в регионе.

- На съезде говорилось также о привлечении в школы, особенно сельские, молодых преподавателей. Уже запущена программа поддержки молодых учителей на селе, предусматривающая "подъемные" деньги и бесплатное жилье...

- Это эффективная мера привлечения молодых специалистов. Правда, она только начала действовать. И надо еще посмотреть, сколько человек сможет ею воспользоваться, эффективно ли они будут работать на местах. Ведь за такие деньги можно согласиться на работу, но работать-то без отдачи.

Вообще все новое – это хорошо забытое старое. Когда-то при школах были квартиры, которые сдавали в качестве служебного жилья. Почему бы сейчас не ввести такую же практику для привлечения молодых педагогов? Давать жилье не в подарок. А чтобы человек отработал и чтобы у него была возможность выкупить его по льготной цене.

- В выступлении премьера на съезде затронуты самые разные темы. Это, пожалуй, один из самых его подробных докладов по школе. Чего вы в нем не услышали?

- Не был раскрыт очень важный вопрос – пенсионного обеспечения. Почему молодые педагоги не могут устроиться на работу? Потому что учителя у нас работают, что называется, до последнего. Пенсия учителя сейчас – меньше шести тысяч рублей. В выступлении премьера об этом речь не зашла.

Правда, министр Андрей Фурсенко ранее, на другом совещании, обратился ко всем региональным министрам со словами о том, что Минобрнауки не снимает с повестки дня вопрос повышения пенсионного обеспечения и ожидает по нему их активных действий.

- Всего на модернизацию системы образования в ближайшее время планируется выделить 120 миллиардов рублей. Как бы вы могли оценить – денег достаточно для реформы?

- Деньги выделяют на условиях софинансирования, на эти же цели должны быть выделены также средства из региональных бюджетов. Это не покрывает всех потребностей школы по недофинансированию, которые сегодня есть в системе образования, но позволит сделать реальный шаг в области модернизации.

И, конечно, главный вопрос: как будут распоряжаться деньгами на местах? Где-то это сделают "по уму", а где-то... Поэтому большую роль будет играть мониторинг. Надеюсь, он не будет носить формальный характер, как это вышло в случае с комплексными проектами модернизации образования.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), РИА Новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.