Следует ли делать ЕГЭ по иностранному языку обязательным?



Следует ли делать ЕГЭ по иностранному языку обязательным?

Минобрнауки разрабатывает проект нового образовательного стандарта для старших классов. Один из его вариантов предлагает сделать Единый госэкзамен по иностранному языку обязательным (пока такими являются только русский язык и математика). Новость спровоцировала бурное общественное обсуждение. Противников нововведения оказалось больше, чем сторонников, - не секрет, что иностранные языки в обычных школах даже в столице преподают плохо, и обязательный ЕГЭ, скорее, превратится в состязание репетиторов. С другой стороны, надо как-то поднимать уровень преподавания. Для полноценного общения с внешним миром владение языками необходимо. Министерство оперативно отреагировало на дискуссию, разместив на своем сайте новую версию: предмета "иностранный язык" снова нет в списке обязательных для ЕГЭ. А "Неделя" обратилась к экспертам.
Директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман: Повышение зарплаты учителей ничего не дало

- Сейчас уровень преподавания иностранных языков в большинстве школ довольно низок. Несмотря на высокую, процентов на 70 больше, чем у других предметников, зарплату учителей иностранного. Повышение зарплат мало что дало. Где как учили - там так же и учат, было хорошо - хорошо и осталось, плохо было - лучше не стало.

Я скажу так: 12-13 человек в группе и три часа языка в неделю - это недостаточный уровень. Выйти на уровень ЕГЭ с такими исходными данными нереально. Класс должен быть разделен не на две, а на три группы, но такое в Москве возможно только в гимназиях.

Еще одна проблема - учебники. В наших школах занимаются по российским, а надо бы по кембриджским, по оксфордским. А это - деньги, которых нет. Что касается репетиторства, то родители и сейчас обращаются к ним. Иностранные языки и математика - самые востребованные репетиторы. "Черный рынок" образовательных услуг в Москве существует, и не думаю, что здесь что-то изменится.

Очень важно, каким именно содержанием будет наполнен этот экзамен. Например, мои ученики - а далеко не все они великие математики - говорят мне, что нужно очень постараться, чтобы не сдать ЕГЭ по этому предмету. Так что еще неизвестно, насколько сложным и серьезным будет экзамен по языку.

Сейчас для большинства иностранный язык - уже не самоцель. Мало кто из моих выпускников идет в лингвистические вузы, это - для филологов. Для остальных же язык - средство достижения целей. Ребенок, который знает иностранный язык, совсем по-другому смотрит на жизнь. А еще лучше - если он знает два языка. Например, английский и немецкий или английский и испанский. Французский - это, скорее, для эстетов. А такие сложнейшие языки, как китайский или арабские, по моему мнению, не для детских умов.

Доктор филологических наук, сотрудник Института языкознания РАН и Института русского языка им. В.В Виноградова РАН Владимир Плунгян: Экзамен - всегда принуждение

- Россия остается страной, где доминирует лишь один язык, и в сознании соотечественников очень медленно пробивает дорогу идея, что нужно свободно говорить на иностранном языке. Для общения с внешним миром это необходимо. Чтобы адекватно оценить свое, полезно знать чужое! Внешние меры результатов не дают. Сейчас хорошо говорят на иностранных языках те люди, которые долгое время жили за границей. Эффективных же мер со стороны институтов и средней школы не видно.

Может ли тут помочь введение обязательного ЕГЭ - трудно судить. Сейчас спорят: для общения достаточно поверхностных знаний, доступных благодаря тому же интернету. Но зная язык лишь на таком уровне, вы сможете найти готовые клише, сказать только то, что уже было сказано до вас. Глубокое знание предполагает, что вы сможете сказать все, что захотите, в том числе то, чего не найти ни в разговорниках, ни в интернете. Знание языков повышает интеллектуальный уровень, расширяет сознание. Это абстрактно, но и на практике, например, в Европе одного языка недостаточно. В романских странах не все готовы с вами говорить по-английски.

Уровень знаний в стране иностранных языков и наличие обязательного экзамена на выходе из школы должны быть, по идее, связаны. Но мы знаем, что на практике, особенно в нашей стране, такая связь не обязательно существует. Я не уверен, что уровень преподавания в наших школах позволит достичь прогресса. Поэтому однозначно высказаться за или против введения обязательного ЕГЭ не могу. Экзамен - это всегда принуждение, а я против принуждения в образовании.

Мария Коростылева, мать восьмерых детей: Тревожно за детей

- Я вообще против ЕГЭ как такового. Считаю, что эта система тестирования - не то, что нужно нашим детям. А с иностранным языком вопрос не в том, чтобы его сдавали, а в том, чтобы ему нормально учили! Сейчас вообще происходит что-то странное в системе образования: все время какие-то изменения, о которых все со страхом говорят, но никто толком не знает, что именно будет. Из-за этого очень тревожно за тех детей, которые сейчас оканчивают школу. Потому что обучали их одним образом, а сдавать надо другим.

Моя дочь Ольга - десятиклассница. Она говорит, что не знает, как бы она сейчас стала сдавать ЕГЭ по английскому языку. Нельзя закрывать глаза на то, что курсы очень дороги. Если нам придется сдавать этот ЕГЭ, конечно, мы будем искать средства на курсы. Родители вывернутся наизнанку. Но так ведь не должно быть.

Даже тот мой сын, у которого английский преподается на высоком уровне, без моей ежедневной помощи с заданием бы не справился. Но получается, что я выполняю работу учителя.

Нужно сначала разобраться с принципами обучения, отладить эту систему, а потом уже разрабатывать и вводить новые принципы тестирования. Те же ЕГЭ по русскому и математике нужно было бы до сих пор проводить выборочно, экспериментально, в "пилотном" режиме.

Безъязыкое население

То, что уровень владения россиянами иностранными языками крайне низок, - факт широко известный. И он подтверждается статистически. В феврале 2011 года Фонд "Общественное мнение" опросил респондентов в ста городах страны на предмет знания иностранных языков. Выяснилось, что только 17% граждан могут говорить на иностранном языке. В основном на английском - 11%. По-немецки способны изъясняться 3%, остальные 3% - на других языках. Не могут и двух слов связать на чужом наречии 82% опрошенных. Утешает только то, что в 2008 году таких было чуть больше 84%. Положительно ответили на вопрос о знании иностранного языка 15% респондентов 2008 года.

При всеобщем среднем образовании, которое предполагает минимум шестилетний срок изучения иностранного языка в школе, эти показатели говорят лишь об одном: в большинстве случаев школьные уроки "иняза" - пустая трата времени.

Екатерина ПРЯХИНА. Известия науки

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.