Обрезание образования



Обрезание образования

Начну с небольшой сценки — и это не фрагмент из новой пьесы молодого драматурга Мульменко, а вполне живые реалии.

В комнату занятий почти влетает энергичная женщина, ведущая курс «Основы журналистики» в центре дополнительного образования — Марья Ивановна.

— Здравствуйте, дети! Ну что — начнем? — Марья Ивановна достает из глубин портфеля небольшую черную коробочку и пластиковую зеленую карточку. — Итак, 11:00, — громко говорит она и прикладывает карточку к коробочке, — пошли!

Дети встают с мест и молча, понуро, один за другим подходят к столу, прикладывают к коробочке свои пластиковые карточки с большой красной буквой «П», в центре которой — их портрет.

— Все? А ты что, Жуков?
— Я... я потерял, — всхлипывает мальчишка. — Я потерял, можно мне быть на занятии?
— Нет, Иван! Мне за тебя никто не заплатит. Ступай! Или плати за занятия сам!
— У мамки денег нет, не даст... а я хочу стать журналистом.
— Нет. Ступай, Иван, у меня время фиксировано.

* * *

Из письма президенту Российской Федерации Д. Медведеву:

«К Вам обращается научно-педагогическая общественность г. Перми с просьбой помочь оградить систему дополнительного образования детей в нашем городе от необдуманного, рискованного реформирования (разрушения)...

Нас крайне беспокоит, что вырастает целое поколение пермяков, детство которых лишено разнообразной развивающей и воспитывающей деятельности. Дети, не имея возможности проявить свою активность социально приемлемым способом, бесполезно растрачивают бесценный и быстро заканчивающийся ресурс детства.

«Реформы» дополнительного образования в Перми не заканчиваются. В Перми планируется введение новой модели дополнительного образования детей, предполагаемая стоимость внедрения которой — 400 млн. руб.

Вводимая модель предлагает оплачивать разовую образовательную услугу с помощью именной пластиковой карты, которая будет выдана каждому ребенку от 7 до 18 лет...»

И это вовсю внедряется в жизнь. Сценка, описанная мной, не вполне плод моей фантазии. Я сам видел этот аппарат и эти карточки, выданные под жесткую инструкцию чиновниками от министерства образования.

Но возникают, естественно, вопросы. Вопросы, на которые ответа нет.

«У нас возникает ряд опасений, связанных с реформой финансирования дополнительного образования.

1. Именная пластиковая карта — это финансовый документ в руках несовершеннолетнего ребенка. Возникают риски: потери и порчи карты, использования карты посторонним лицом, вымогательство, выкуп, разбой и т. д. На наш взгляд, в городе Перми искусственно создаются условия для совершения противоправных действий в детской и подростковой среде.

2. Оплата разовой услуги (одного «деточаса») вместо системного дополнительного образования (комплекса занятий по образовательной программе) провоцирует ребенка на получение сиюминутного удовольствия, не предполагающего волевых усилий, нравственного выбора и саморазвития.

3. Введение реформы грозит потерей детей из неблагополучных семей, т. к. при отсутствии родительского контроля невозможно системное посещение занятий, при потере карты — ее восстановление. Кроме того, карта может стать объектом манипуляции со стороны самих родителей.

4. Новая система оплаты образовательной услуги (шестичасовой недельный лимит) ставит под угрозу существование многолетних многоуровневых комплексных программ, объединяющих несколько направлений деятельности, по которым занимаются талантливые дети, имеющие неоспоримые успехи.

5. Оплата труда педагога оказывается в прямой зависимости от случайных обстоятельств: обучающийся пришел на занятия без карты (забыл, потерял) и перед педагогом неизбежно возникает дилемма: не пускать его на занятие или работать бесплатно? Произошел сбой электронной системе, в энергосистеме?

6. Хаотичный «рынок» дополнительных образовательных услуг, определяемый беспорядочным выбором детей, не обеспечивает формирование фонда оплаты труда и таким образом лишает педагогов социальных гарантий. Это может привести к оттоку кадров. Город навсегда потеряет уникальный кадровый потенциал педагогов-подвижников, восстановить который будет невозможно».

Разумеется, привожу текст письма не полностью. В редакции «Соли» оно есть — и с именами людей, подписавших его и, кстати, имеющих полное право ставить такие вопросы перед президентом страны.

Насколько я знаю сам, после того, как послание было отправлено президенту, местные чиновники министерства, в гневе топая ногами и брызгая слюной, орали на весь «белый дом»: «Вы лучше пишите свои письма Деду Морозу, а не нашему президенту! Мы знаем, что делаем!» По классической совдеповской традиции письмо передали из администрации президента в... местное министерство образования — с визой «Разобраться!». Четко и ясно.

И это лишь одна деталь из общей картины разрушения нашего образования. А оно идет по всем фронтам — от начального до высшего. Вот уже с 1 сентября будет платное среднее образование, а в университетах основательно сократят гуманитарные циклы. Зачем нам умные, думающие люди? Необразованная толпа легко управляема. И, видимо, в этом все дело. Извините за банальность — вывод-то очевидный.

Александр Стабровский
Источник: saltt.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.