Основания прекращения трудовых отношений с руководящим составом вуза



Основания прекращения трудовых отношений с руководящим составом вуза

Прекращение трудового договора с руководящим составом высшего учебного заведения происходит по общим условиям и основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). При этом, учитывая специфику работы руководящих кадров, законодательство предусматривает особые, дополнительные случаи прекращения трудовых отношений.
Следует напомнить, что к руководящим должностям в высшем учебном заведении относятся должности ректора, проректора, руководителя филиала (института), а также президента вуза.

Стоит отметить, что законодатель обязывает при создании федерального университета закреплять должность президента в его уставе (п. 3.1. ст. 20 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - далее Закон N 125-ФЗ). В отличие от иных вузов, в которых должность президента может быть введена по согласованию с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, наличие ее в федеральном университете обязательно. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
Попробуем проанализировать действующее законодательство и определить допустимые для руководителей вузов основания и условия их увольнения.

Ограничение трудовой правосубъектности

Трудовое законодательство в своих нормах устанавливает случаи ограничения при приеме на работу как по определенным физиологическим факторам, так и в порядке отраслевой дифференциации (уровень образования, возраст, состояние здоровья и т.п.). Прием на работу трудовое право здесь квалифицирует как нарушение установленных правил заключения трудового договора. Отношения в этих случаях с работником должны быть прекращены. В числе установленных ТК РФ соответствующих оснований, в частности, предусмотрены виновные действия сторон трудовых отношений.
В первом случае это прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84), а во втором - обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83).
Установленные законодательством ограничения при приеме на работу касаются как работника, так и работодателя, совмещающего организационно-распорядительную работу с педагогической деятельностью.
Поэтому на руководящих лиц учебного заведения, исполняющих функции работодателя, распространяется запрещение исполнения ими этих функций вследствие их дисквалификации или иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Нарушение этих требований влечет увольнение такого работника по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом положений абзаца 5 ст. 84 ТК РФ.
При этом такое основание для увольнения применяется, если на должность руководителя принято лицо, уже имеющее административное наказание в виде дисквалификации. Собственно, поводом для увольнения здесь служит нарушение порядка приема на работу со стороны работодателя, поскольку в его обязанности входит проверка сведений о принимаемом сотруднике.
Следует учесть, что дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Все эти функции в вузе возложены на ректора как руководителя организации. Тем не менее законодательство при применении подобных мер ориентируется на категорию должностного лица, которое может стать субъектом соответствующего административного правонарушения.
Расширительное толкование термина "должностное лицо" уже давно применяется и в научных исследованиях. Под ним понимается "лицо, работающее по выборам, назначению или на контрактной основе в любой государственной или негосударственной организации, которое выполняет функции управления людьми, имуществом и финансовыми ресурсами как внутри, так и вне этой организации, совершает юридически значимые действия от имени и в интересах этой организации и под свою личную ответственность" [1].
Выборный порядок замещения должности руководителя вуза подтверждает статус ректора как должностного лица, к которому, следовательно, могут быть применены подобные меры административной ответственности.
Возможные деликты руководителей, за которые применяется дисквалификация, необходимо определять в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) исходя из сферы деятельности образовательного учреждения. Дисквалификация должностных лиц вуза может последовать, например, за нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) либо невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор и контроль (ст. 19.5 КоАП РФ). Собственно, этими нарушениями ответственность вузовского руководителя в виде дисквалификации не ограничивается.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 104-ФЗ с 1 декабря 2009 г. КоАП РФ дополняет положения о дисквалификации в виде наказания за нарушения законодательства РФ в области образования.
В соответствии с внесенными дополнениями административная ответственность устанавливается, в частности: за нарушение или ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования; за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации; за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации; за нарушение установленного законодательством РФ в области порядка приема в образовательную организацию.
Одновременно указанным законом закреплена новелла в Закон РФ "Об образовании", определяющая запрет ведения образовательной деятельности в представительствах образовательного учреждения. Вполне логичным, на наш взгляд, было бы обеспечение этого положения образовательного закона административной ответственностью руководителей таких учреждений.
Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Однако в отличие от прекращения трудового договора в случае осуждения к уголовному наказанию, исключающему продолжение данной работы (п. 4 ст. 83 ТК РФ), увольнение по данному основанию возможно лишь в случае невозможности перевода работника с его согласия на другую работу.
Случай увольнения, предусмотренный в п. 8 ст. 83 ТК РФ, находится в прямой связи с п. 10 ст. 77 ТК РФ и может быть использован, когда дисквалификация (иное административное наказание, препятствующее продолжению работы, например, административный арест) к руководителю применена в период выполнения им должностных обязанностей.

Реорганизационные мероприятия

Следующим основанием для прекращения трудовых отношений с руководителем вуза являются мероприятия, связанные с реорганизационными процедурами высшего учебного заведения.
Следует обратить внимание на то, что ст. 75 ТК РФ определяет возможность расторжения трудового договора с ректором, проректорами и президентом вуза при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации. Как установлено, новый собственник не позднее 3-х месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями.
Статус ректора и его заместителей характеризуются двояким образом: с одной стороны, ректор и проректоры выступают представителями работодателя для других категорий работников вуза, с другой, - ректор сам является наемным работником, функции работодателя по отношению к ректору выполняет учредитель вуза. Поэтому указанное основание увольнения закреплено в п. 4 ст. 81 ТК РФ - "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя".

Предельный возраст руководителя

Особым основанием для увольнения руководителя вуза является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со ст. 332 ТК РФ. При закреплении данного основания в п. 3 ст. 336 "Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником" законодатель, на наш взгляд, допустил ошибку, отнеся руководящий состав вуза к педагогическим работникам. Если следовать логике законодателя, который попытался объединить в одной статье дополнительные основания увольнения различных по характеристике должностных обязанностей и направлению деятельности категорий работников, то более верным было бы название указанной статьи сформулировать с учетом более широкого круга лиц, на которые распространяется ее содержание.

Вместе с тем, это основание прекращения трудового договора претерпело изменение в части круга субъектов, на которых оно распространяется, в связи с принятием Федеральных законов от 25.06.2002 г. N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ и от 18.07.2006 N 113-ФЗ, связанных с изменениями в законодательство об образовании. Из должностей, которые могли замещаться лицами в возрасте до 65 лет, исключены должности декана и заведующего кафедрой. Такие изменения оправданы и в формально-логическом плане. Несмотря на то, что должности декана и заведующего кафедрой предусматривают выполнение руководящей работы, образовательным законодательством они отнесены к профессорско-преподавательским. Управленческие функции как критерий должностной характеристики деятельности заведующего кафедрой и руководителя факультета отодвинуты на второй план.
Для расторжения трудового договора необходимы следующие факты:
- работник должен занимать должность: ректора, проректора, руководителя филиала (института);
- работник должен работать в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
- образовательное учреждение должно быть вузом;
- работнику должно исполниться 65 лет. Несмотря на возрастное ограничение в 65 лет, достижение которого руководителем является правопрекращающим юридическим фактом (прекращается право занимать определенные должности), законодатель допускает 2 возрастных предела: 65 и 70 лет.
Учитывая, что при достижении руководителем (заместителем руководителя) 65 лет, срок трудового договора с ним может быть продлен неограниченное число раз только в пределах 5-ти лет, т.е. до достижения 70-летнего возраста, то как при истечении срока трудового договора в 65 лет, так и после указанного возраста такому работнику при увольнении должна быть предоставлена иная работа, соответствующая его квалификации.
Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования допускается, когда невозможно перевести указанных руководящих работников вуза на иные должности, соответствующие их квалификации, или отсутствует согласие на такой перевод.
При достижении руководящим работником второго возрастного предела в 70 лет законодатель не предусматривает обязанность по внутреннему трудоустройству. Увольнение по рассматриваемому основанию допустимо сразу и без предоставления какой-либо подходящей работы.

Виновные действия и неэффективность администрации

Распространительный общий характер в определении оснований увольнения руководящего состава вуза имеет ст. 278 ТК РФ "Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации".
Основания увольнения, предусмотренные указанной статьей, могут быть применены к ректору и президенту вуза.
В качестве оснований ст. 278 ТК РФ предусматривает:
1) отстранение от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
В основном положения указанной статьи могут быть использованы в коммерческих организациях, где затрагиваются интересы права частной собственности.
Высшие учебные заведения, основанные на государственной (муниципальной) форме собственности, создаются в форме учреждений. В силу прямого указания Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" учреждение не может быть объявлено банкротом, т.е. несостоятельным. Поэтому прекращение трудового договора с руководителем вуза, в связи с отстранением от должности в указанных обстоятельствах, не применимо.
При этом нужно учитывать одно обстоятельство: если высшее учебное заведение создано не в форме учреждения, а в форме коммерческого юридического лица, которое по правовому статусу попадает под сферу действия законодательства о банкротстве, предусмотренное основание увольнения действует для руководителей таких вузов.
Второе основание, изложенное в п. 2 указанной статьи, на наш взгляд, может применяться в определенных случаях в отношении руководителей не только негосударственных (немуниципальных), но и государственных вузов.
Например, решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 278 ТК РФ).
При этом такое решение принимается после предварительного одобрения его аттестационной комиссией. В качестве правового основания для прекращения трудового договора выступает оценка эффективности деятельности руководителя применительно к характеру исполнения его трудовых обязанностей.
Основание увольнения руководителя унитарного предприятия, установленные в абз. 2 п. 2 ст. 278 ТК РФ, в большей степени приближены к специфике государственных (муниципальных) образовательных учреждений, поскольку правовой статус деятельности унитарных предприятий и учреждений во многом пересекается, в том числе в вопросах имущественного режима, порядка управления, статуса их руководителей.
Поэтому применение основания увольнения по инициативе собственника имущества возможно и в иных государственных организациях, в том числе учреждениях, что непосредственно вытекает из обозначенного пункта.
Это позволяет распространить нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ о праве уполномоченного собственником лица (органа) расторгнуть трудовой договор с руководителем образовательного учреждения в любое время.
Следует учесть, что такое полномочие имеет Правительство РФ в отношении ректора федерального университета, который назначается на эту должность Правительством РФ.
В настоящее время образовательное законодательство (абз. 8 п. 4 ст. 35 Закона "О образовании") прямо допускает возможность назначения ректоров гражданских вузов. Принимая эти новые принципы замещения должности ректора, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в свою очередь, закрепляет императивное правило назначения ректора Федерального университета правительством Российской Федерации на срок до 5 лет (п. 5.1. ст. 12).
Элемент выборности в сочетании с административным порядком утверждения свидетельствует о принципиальной связи ректора государственного (муниципального) вуза с единой государственной системой, где государственный вуз, имея статус государственного учреждения, продолжает оставаться элементом системы государственного управления и, по сути, функционирует как государственный орган.
В структуре внутриорганизационных отношений ректор выполняет в части руководства высшим учебным заведением "общие" задачи государственной политики в сфере управления образованием. И неслучайно подобные связи находят отражение в конструкциях современного законодательства. Как отмечается в литературе, "компетенция государственных институтов, руководителей и должностных лиц служит "продолжением" приходящихся на их долю государственных дел" [2].
Однако, определяя возможность прекращения трудовых отношений с ректором вуза по данному основанию, надлежит разработать критерии законности такого увольнения.
В частности, в отношении руководителей унитарных предприятий п. 2 постановления Правительства РФ от 16.03.2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" в качестве таких критериев установлено наличие следующих обстоятельств:
а) невыполнение унитарным предприятием утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности его деятельности;
б) невыполнение руководителем унитарного предприятия решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятых в отношении унитарного предприятия в соответствии с их компетенцией;
в) совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, с нарушением требований законодательства Российской Федерации и определенной уставом унитарного предприятия его специальной правоспособности;
г) наличие на унитарном предприятии по вине его руководителя более чем 3-месячной задолженности по заработной плате;
д) необеспечение использования имущества унитарного предприятия по целевому назначению в соответствии с видами его деятельности, установленными уставом предприятия, а также неиспользование по целевому назначению выделенных ему бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем 3 месяцев;
е) нарушение руководителем унитарного предприятия требований законодательства Российской Федерации, а также устава унитарного предприятия в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;
ж) нарушение руководителем унитарного предприятия установленного законодательством Российской Федерации и трудовым договором запрета на осуществление им отдельных видов деятельности;
з) неисполнение по вине руководителя унитарного предприятия установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации или уставом унитарного предприятия обязанностей, связанных с проведением аудиторской проверки унитарного предприятия.
Применительно к деятельности высших учебных заведений указанные основания могут быть взяты в качестве примерных, но в то же время должны отражать специфику работы высшей школы.
Подобные критерии частично могут быть восприняты, например, из характеристики целей и задач федерального университета, изложенных в п. 1.1 ст. 9 Закона N 125-ФЗ. Федеральный университет - высшее учебное заведение, имеющие следующие отличительные от иных видов вузов, признаки:
- реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;
- обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;
- является ведущим научным и методическим центром.
Официальный статус федеральному университету придается тем, что такой университет включается и дополняет, наряду с университетом, академией, институтом, видовую классификацию вузов.
В настоящий период в образовательном законодательстве можно найти только одно обстоятельство, которое может выступать причиной для прекращения трудовых отношений с руководящим составом вуза по указанному основанию. При этом критерием является неудовлетворительное исполнение обязанностей по обеспечению показателей эффективности учебного процесса.
В случае, если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор вуза и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такой вуз (п. 6 ст. 12 Закона N 125-ФЗ).
Как следует из текста указанной нормы, уволенными по данному основанию могут быть ректор и проректоры. Причем, к проректорам установлены специальные требования: они должны в пределах своей компетенции отвечать за качество подготовки выпускников высшего учебного заведения.
Образовательное законодательство, исходя из принципа автономии организации управления в вузе, не предусматривает конкретных наименований должностей проректоров. Решение данного вопроса является компетенцией самого высшего учебного заведения, как и определение спектра решаемых вопросов, которые должны быть распределены между заместителями ректора.
Таким образом, при решении вопроса об увольнении проректора нужно обращаться к его должностным характеристикам, изложенным в должностной инструкции либо в тексте трудового договора. При этом следует иметь ввиду, что такая характеристика должна охватывать обязанности по обеспечению учебной работы. К заместителям ректора, обеспечивающим учебный процесс, можно отнести должности первого проректора, проректора по учебной либо учебно-воспитательной работе, проректора по лицензированию и аккредитации. Поэтому не может попасть в число заместителей, к которым может быть применено увольнение по данному основанию, например, должность проректора по административно-хозяйственной работе либо международным связям. Аналогичное правило должно действовать и в отношении иных заместителей ректора.
Увольнение по данному основанию не обозначено конкретной формулировкой в трудовом законодательстве. Однако, в части ректоров высших учебных заведений, может быть охвачено нормами п. 2 ст. 278 ТК РФ, как увольнение по решению уполномоченного органа о прекращении трудового договора.
При увольнении бывшей администрации высшего учебного заведения выборы ректора в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок не более чем 5 лет. Учредителем вуза или уполномоченным этим учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
Трудовой кодекс РФ говорит и об иных основаниях увольнения руководителя, которые могут быть предусмотрены непосредственно в трудовом договоре.
К числу таких оснований могут быть отнесены виновные действия руководителя. Правильной следует признать такую практику, при которой основания увольнения формулируются применительно к трудовым обязанностям руководителя. Например, невыполнение обязанности, предусмотренной конкретным пунктом трудового договора.
Указанные основания увольнения могут служить причиной увольнения по инициативе работодателя. По отношению к руководителю государственной (муниципальной) организации работодателем выступает соответствующий уполномоченный орган государственной (муниципальной) власти. При этом соблюдение общего запрета, установленного ст. 81 ТК РФ, на увольнение работника в период пребывания его в отпуске или в период временной нетрудоспособности должно выполняться и в отношении руководителей.

Неизбрание на должность или истечение срока действия трудового договора

И этими основаниями прекращения трудовых отношений действующее законодательство тем не менее не ограничивается. Трудовой кодекс РФ в п. 3 ст. 83 предусматривает прекращение трудового договора в случае неизбрания на должность.
Практика регулирования прекращения трудовых отношений связывает применение указанного основания с особенностями прекращения трудовых отношений с лицами, которые занимают должности, замещаемые по конкурсу. Однако в рассматриваемой ситуации это может иметь место отнюдь не только в случае окончания предыдущего срочного трудового договора с преподавателем (как известно, эти должности замещаются в конкурсном порядке), но также и в отношении лиц, занимающих выборные должности.
Существуют справедливые мнения, что это основание увольнения применяется не только к преподавателям, избираемым по конкурсу. Как полагает В.И. Шкатулла, неизбрание на должность является основанием для прекращения трудового договора с работниками, занимающими выборные должности, к каковым относятся, например, должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения [3].

Такая точка зрения не многим отличается от существующих в практической литературе, поскольку должности декана и заведующего кафедрой являются профессорско-преподавательскими наряду с должностью профессора или доцента.
Не оспаривая юридическую правильность позиций ученых, необходимо все же сказать, что для научно-педагогических работников законодатель непосредственно в ТК РФ предусмотрел самостоятельное основание прекращения трудового договора - неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (п. 4 ст. 332). В связи с этим логика законодателя фактически определяет специальные основания увольнения по сравнению с общим, изложенным в п. 3 ст. 83 ТК РФ.
Законодательство при этом четко не дает ответа на вопрос о разграничении понятий "конкурс" и "выборы", что является своего рода базой для различного понимания принадлежности данного основания увольнения и определения конкретных должностей.
Выборное трудовое правоотношение определяет ряд последовательных юридически значимых действий, в совокупности составляющих "сложный юридический состав". Однако составными элементами уже возникших трудовых отношений выступает их срочный характер. Занятие выборной должности ограничено периодом времени, регламентация порядка определения которого установлена нормативно.
Одним из критериев, по которым применяется норма п. 3 ст. 83 ТК РФ, является периодичность выборов на соответствующую должность и срочный характер трудовых отношений.
Видимо терминология, используемая законодателем, носит распространительный характер, и понятие "неизбрание" охватывает как трудовые отношения, возникающие на основании избрания (выборов) на должность, так и избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Практическая реализация п. 3 ст. 83 ТК РФ носит частный характер и в большей степени ориентирована на должности в сфере государственной и муниципальной службы, когда продолжение отношений с конкретным претендентом не зависит от работодателя.
Расторжение трудового договора по данному пункту предполагает возможность досрочного проведения выборов в условиях действия срочного трудового договора. Кроме того, его применение возможно, если выборы на должность перенесены на более позднюю дату, наступление которой, как правило, произойдет после истечения срока действия трудового договора.
По общему правилу назначение на должность посредством избрания представляет собой акт воли коллегиального органа работодателя как противоположный ему акт неизбрания. Неизбрание работника на должность повторно является ничем иным, как проявлением воли работодателя.
Выполнение трудовой функции на основании трудового договора является одной из характеристик выборности замещения должности.
В любом случае юридическим фактом, порождающим трудовые отношения с руководителем вуза, выступает решение уполномоченного органа (работодателя или трудового коллектива).

Необходимо, однако, учитывать, что в системе высшей школы может действовать порядок оформления и продления трудовых отношений с руководителем вуза как по воле работодателя, так и трудового коллектива.
Согласно п. 4 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидата (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
Поэтому в некоторых случаях неизбрание на должность не зависит от усмотрения работодателя. Это происходит, как правило, когда руководитель образовательного учреждения в соответствии с Уставом избирается коллективном образовательного. Например, конференция трудового коллектива вуза не является представителем работодателя, но именно на нее возложены волеобразующие функции в принятии решения об избрании конкретного кандидата.
Уставы образовательных учреждений в основном адаптировали традиционные процедуры. Действующая практика замещения должности руководителя образовательного учреждения в качестве способов формирования единоличного исполнительного органа использует избрание коллективом кандидата согласованного с учредителем, либо с последующим его утверждением. Иные способы (избрание коллективом, либо найм) практически не используются.
Как отмечается в литературе, с точки зрения трудового права выборы ректора можно квалифицировать как процедуру, предшествующую заключению трудового договора с руководителем организации [4].
Такой способ, как назначение, в отличие от согласительных процедур, характеризует односторонний характер волеизъявления. Кандидатура руководителя определяется учредителем (органом, исполняющим функции учредителя) в административном порядке.
Природа условий замещения должности руководителя отражает природу прекращения трудовых отношений.
Избрание как способ образования единоличного исполнительного органа предусмотрено в федеральных законах об образовании.
И смена руководителя образовательного учреждения, и одновременно прекращение трудовых отношений с лицом, ранее занимавшем руководящую должность, также возможно в выборном порядке.
Чего нельзя сказать о назначении как административном акте, оформляющем трудовые отношения с руководителем организации. Назначение руководителя определяет возможность для уполномоченного органа произвести его смещение с занимаемой должности. Причем законодательство допускает такую возможность не только по истечении срока трудового договора, но и в период его действия.
Следовательно, к руководителям федеральных университетов такое основание увольнения, как неизбрание на должность не может быть применено, поскольку является частным случаем прекращения трудовых отношений с лицами, избранными на руководящие должности.
Здесь можно провести аналогию с нормами Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", где собственник назначает, заключает, изменяет и прекращает трудовой договор.
Таким образом, особенности в порядке возникновения трудовых отношений с ректором вуза должны определяться также и в порядке их прекращения. Законодатель весьма последовательно подходит к решению этого вопроса.
Лицо, занимающее выборную должность, вправе принять участие в выборах для занятия этой должности на новый срок. Как представляется, если в этом случае данное лицо не избирается на соответствующую должность на новый срок, то должно следовать его увольнение по п. 3 ст. 83 ТК РФ - неизбрание на должность. При этом выборы могут проходить как досрочно, быть очередными или перенесенными - это не влияет на общие правовые последствия процедуры и оформление ее результатов с неизбранным работником.
В иной ситуации лицо, занимающее выборную руководящую должность, не принявшее участие в выборах на соответствующую должность, за исключением случая досрочных (когда срок договора не истек) или перенесенных выборов, подлежит увольнению по п. 2. ст. 77 ТК РФ - в связи с истечением срока трудового договора.
Необходимо тем не менее учитывать условия ст. 59 ТК РФ. Если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, то условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Такая трансформация трудового договора на практике редко применяется. Но как основание продления трудовых отношений вполне соответствует общим положениям о трудовом договоре.
Таким образом, помимо общих оснований, действующими в трудовом законодательстве специальными основаниями прекращения трудового договора с руководящим составом вузов являются:
1) смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей (ст. 75, п. 4 ст. 81 ТК РФ);
2) неизбрание на должность (п. 4 ст. 83 ТК РФ);
3) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ст. 83 ТК РФ);
4) заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (ч. 5 ст. 84 ТК РФ);
5) принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 ТК РФ);
6) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности (п. 3 ст. 336 ТК РФ).

Литература

1. Кононов П.И. Административная ответственность должностных лиц: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 16.
2. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.А. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. С. 191.
3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Постат. 5-е изд., перераб./под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Норма, 2007.
4. Мельник Т.Е. Правовое регулирование труда ректоров с учетом принципа автономии высших учебных заведений // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 3. Вып. 1. М., 2008.

А.А. Кирилловых,
юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии,
преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей,
экономики и права (Кировский филиал)

"Юрист ВУЗа", N 8, август 2010 г.

Экспертиза компьютерной техники
Экспертиза оборудования. Проведение экспертизы тех. устройств. Оперативно
expert-center.ru
Предлагаем к реализации натрий хлорид (хлористый натрий) со склада.
hloren.ru

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.