Лучшие школы столицы по результатам ЕГЭ и победам в олимпиадах



Лучшие школы столицы по результатам ЕГЭ и победам в олимпиадах

С 1 апреля начинается запись в первые классы московских школ. Завтра во всех них пройдут дни открытых дверей. Педагоги расскажут об учебных программах, покажут, как оборудованы классы и чем кормят в буфете. Но только ли от этого зависит качество образования? В помощь родителям обозреватель "Недели" Наталья Гранина с помощью профессионалов составила рейтинг лучших учебных заведений столицы.

В 2006 году "Известия" опубликовали рейтинг школ, основанный на результатах московских олимпиад и оценках экспертов - известных педагогов и ректоров вузов. До сих пор этот шорт-лист пользуется авторитетом среди родителей. Поскольку других списков за это время так и не появилось, мы решили обновить информацию. - Обратите внимание: в верхней части рейтинга, традиционно вычисляемого Центром по работе с одаренными детьми Московского института открытого образования (МИОО) по итогам олимпиад, и в списке школ, выпускники которых лучше всех сдали ЕГЭ, одни и те же учебные заведения, - отмечает ректор МИОО Алексей Семенов. - В этом году Москва закрепила свой отрыв от других регионов во Всероссийской олимпиаде. По многим предметам москвичи вошли в команды России на международные олимпиады. Например, по информатике трое из четырех членов российской команды - московские школьники. В последние два года активно используется созданная нашим институтом система интернет-поддержки подготовки учащихся к ЕГЭ и целевой подготовки к олимпиадам. Каждый московский школьник 9-11-го классов может получить индивидуальный логин и пароль доступа в систему для индивидуальной работы с заданиями ЕГЭ, Государственной итоговой аттестации 9-го класса, олимпиад. В прошлом учебном году ребята выполнили в данной системе свыше 23 миллионов заданий. Для талантливых школьников в системе есть задания олимпиад за много лет, с решениями и комментариями, тесты для подготовки к ЕГЭ. В качестве пилотного проекта в этом году можно было даже посмотреть из дома не только результаты проверки работ ЕГЭ, но и сами работы по большинству предметов.

Впрочем, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве и одновременно учителя литературы одной из столичных школ Евгения Бунимовича, показатели по ЕГЭ - далеко не главный показатель лучшей школы.

- Насколько я знаю, московский департамент образования собирается формировать свои рейтинги с более широкими критериями, - рассказывает Евгений Бунимович.- В них будут учитываться и результаты ЕГЭ, но также и аттестация школ по другим параметрам, в том числе квалификации учителей, результатам соцопросов учеников и родителей. Но когда этот рейтинг появится - большой вопрос. Тема деликатная. Вы же видели, сколько было скандалов с ЕГЭ. Хотя, казалось бы, чего проще - оценить математическую работу. А здесь нужно будет замерить профессионализм педагогов, школьный уклад, атмосферу, демократизм, уважение к ребенку.

Пока же такого рейтинга нет, департамент образования Москвы настоятельно рекомендует всем учебным заведениям открыть официальные сайты. Как пояснил "Неделе" пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов, сейчас разрабатываются критерии, какая именно информация должна появиться на порталах в обязательном порядке.

- Сегодня школьные сайты больше похожи на рекламу, - говорит Гаврилов. - Мы просим администрацию школ для начала разместить в интернете данные о бюджете, отчеты о расходовании средств, чтобы родители все могли проконтролировать. Для тех, кто выбирает учебное заведение, эти цифры также могут оказаться полезными.

Директор центра образования N 548 "Царицыно" Ефим Рачевский: Главное - найти хорошего учителя

Родителям будущих первоклассников я советую провести разведку близлежащих школ. Чем короче дорога до школы, тем лучше. Возить первоклассника с одного конца Москвы в другой - это лишать его полутора часов сна. Потом надо найти хорошую учительницу. Расспросите родителей нынешних четвероклассников. Надо просто подойти к школе к окончанию уроков и поговорить с ними.

19 марта во всех школах день открытых дверей. Стоит этим воспользоваться и обязательно, зайдя в школу, принюхаться! Если там, к примеру, пахнет капустой, никакая самая замечательная учительница не в состоянии это компенсировать.

Что касается программы, по которой учат детей, это не играет роли. Эльконин-Давыдов, Гейдман, Петерсон... С 1 сентября вводятся новые стандарты и роль дидактической системы уже вторична. Зато очень важно узнать, участвовала ли школа в апробировании новых стандартов в этом году. Ну, стоит еще узнать, работают ли спортзал и школьная библиотека по субботам, какие есть кружки и секции. Для начальной школы этого вполне достаточно.

А вот при поступлении в пятый класс уже существенны и результаты ЕГЭ, и результаты олимпиад. Но при этом надо учесть, что результаты олимпиад не всегда объективны и часто характеризуют не работу всей школы в целом, а какую-то очень небольшую прослойку классов.

Кстати, в последние годы все меньше семей принимает решение о смене школы в старших классах. И связано это с тем, что семья определяется со школой еще при поступлении в первый класс или при выборе будущего пятого класса. Большинство родителей прекрасно понимает, какова роль образования с пятого по девятый класс. Вот раньше в нашей школе основной приток был в первых классах и в восьмых-девятых. А сейчас основная масса идет в первый и пятый.

Еще очень важно при выборе школы в пятом классе посмотреть, какой там блок дополнительного образования - количество бесплатных кружков, секций. Это очень важно для этого возраста.

Надо осторожно относиться к школам, которые объявляют какую-то специализацию с пятого класса, если эта специализация носит жесткий характер. Но это не касается языковых школ. Специализация в пятых, шестых классах должна быть лишь в системе дополнительного образования. Например, математический кружок.

Теперь о старших классах. Тут, конечно, очень важны результаты ЕГЭ. Многие родители обращают внимание на связь школ, лицеев с вузами. Но сегодня, когда есть ЕГЭ, эта связь с вузом носит очень сомнительный характер. Стоит обратить внимание и на то, есть ли в старшей школе театр. В московской школе N 1535 совершенно шикарные театры, их несколько. Замечательный театр в Московском химическом лицее. Важно смотреть, насколько активны старшеклассники на сайте школы.

Что делать тем, кто боится не попасть в пятом классе в хорошую школу? Не переживать. Умные школы делают дополнительный набор с пятого класса. Вы же знаете, что сейчас в московских школах будет новая система подушевого финансирования. И одно место в "началке" будет стоить меньше, чем одно место в основной или старшей школе. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы у них было больше детей старших возрастов. Следовательно, для новых учеников всегда найдется место.

Елена Лория



Школы, учащиеся которых получили более пяти 100-балльных оценок по ЕГЭ-2010

Специализированный учебно-научный центр МГУ - 20 человек

"Пятьдесят седьмая школа" -13

Лицей "Вторая школа" -12

Лицей N 1535 -11

Измайловская гимназия N 1508 - 7

Лицей N 1546 "Плехановец" - 7

Гимназия N 1518 - 7

Гимназия N 1543 "На Юго-Западе" - 6

Школа N 91 Российской академии образования - 6

Школа N 1253 - 5

Центр образования N 264 - 5

Центр образования N 654 имени А.Д. Фридмана - 5

Школа N 54 - 5

Гимназия N 1567 - 5

Гимназия N 1529 - 5


Лидеры по итогам олимпиад в 2009/2010 учебном году. Таблица >>>

Известия науки

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.