Выбор правильного рекрутинг агентства



Выбор правильного рекрутинг агентства

Выбор агентства, которое будет заниматься подбором кадров для вашей компании,  - задача непростая. Вообще, агентства можно условно разделить по типу предоставляемых ими услуг  - одни представляют их для компаний бесплатно (кадровые агентства), другие  - платно (рекрутинговые компании).

Не знаю, что посоветовать при выборе кадрового агентства, поскольку уровень услуг примерно одинаков. Бесплатно  - это и есть бесплатно, поэтому, как правило, их услуги низкого качества. Уместно говорить о выборе рекрутинговых компаний. Для начала нужно попытаться найти их наиболее полный список и обратить внимание на то, в каком году они образованы, так как чем дольше компания на рынке, тем больший опыт работы и количество информации она имеет.

Правда, компания может иметь опыт, но работать в ней могут новые люди (специалист может перейти в другую компанию либо создать свое агентство). Если же рекрутинговое агентство молодое, стоит выяснить опыт консультантов, которые будут с вами работать (менеджеры по персоналу все-таки общаются не с компанией, а с консультантами агентства). Вообще, если фирма сотрудничает с каким-то определенным консультантом агентства постоянно, то, как правило, с его переходом в другое агентство она "уходит" с ним,  - так как тот знает все ее особенности и требования.

Еще один момент: компания, которая давно находится на рынке, хочет, естественно, получить за свою работу больше денег  - у нее опыт, стаж, уже постоянные клиенты. Вновь образованная компания, но с хорошими консультантами может идти на уступки, потому что только завоевывает рынок и ей нужны клиенты и имидж.

Хорошо, когда одно рекрутинговое агентство обслуживает вашу компанию. Но это не всегда возможно с экономической точки зрения. Одни рекрутинговые агентства специализируются на подборе высококвалифицированных специалистов  - топ-менеджеров c MBA образованием, директоров, и за поиск специалиста более низкого уровня берут те же деньги  - это их право. Тут можно сэкономить, подобрав другое агентство. Важно оценить, какого уровня специалиста ты подбираешь. Если средний уровень,  - стоит выбрать компанию попроще, если же  - высший и у специалста есть степень MBA, нужно обращаться в компании, которые хорошо знают именно этот сегмент рынка. Например, нашей компании требуются специалисты без опыта работы (допустим, есть только одно требование  - красный диплом). Тогда я обращаюсь в бесплатные кадровые агентства.

Рекрутинговое агентство всегда расскажет, как оно формирует цену (и это, кстати, тоже один из критериев выбора агентства), от чего она зависит. В разных агентствах существует определенная схема формирования цены: у одних она составляет 20% или 25% от годового дохода специалиста, у других  - 1-3 оклада. Имея опыт работы с московскими агентствами (где, кстати, все гораздо проще), могу сказать, что у них есть прайс-лист, в котором систематизированы инвестиционные градации по специалистам: уровень и шкала.

Если вы только начинаете сотрудничать с агентством, не стоит, возможно, отдавать предпочтение ему одному, поскольку вы не знаете уровня его работы, скорости, с которой там могут подобрать вам кандидата, и, таким образом, рискуете. У меня выработалось такое правило: если открывается какая-то позиция, стараюсь дать ее не в одно агентство, а в два и предупреждаю их об этом. Получается своеобразная конкуренция (устраивать конкурс, отдавая заказ в три-четыре компании, я считаю несерьезным и нетактичным).

Критерием выбора агентства является и то, как оно с вами сотрудничает. Нужно обратить внимание на построение их заявки. Если она состоит из очень большого количества листов, обычно возникают проблемы, когда вы заполняете их самостоятельно. Если же вам помогает консультант  - это совсем другое дело. Например, мне присылают заявку, состоящую из 20 листов. У меня при мысли о затраченном на их заполнение времени отпадает всякое желание сотрудничать дальше. Можно поспорить о том, что чем лучше заполнена заявка, тем быстрее и качественнее агентство может выполнить заказ. Я работаю с московскими агентствами, которые дольше находятся на рынке,  - у них заявки очень компактны, конкретны и удобны при заполнении их в Интернете. У многих же наших агентств заявки сделаны так, что их тяжело заполнить на компьютере, поскольку происходит смещение параметров.

Еще нужно выяснить в агентстве способы поиска кандидатов и выбрать, какой из них вам подходит.

Перед тем как начать работать с агентством, необходимо узнать, как они будут эту услугу предоставлять. Например, они могут принять заказ, а потом несколько недель держать вас в информационном вакууме. Агентство должно постоянно вас информировать о ходе поиска, назвать сроки и день, когда у них будут для вас кандидаты или конкретная информация. Некоторые агентства предоставляют не еженедельные отчеты, а один  - в конце работы. Но это только в случае, если у нас с ними долгосрочное соглашение. Поэтому важно узнать, как они будут контактировать с вами, информировать о процессе и о том, что будет на выходе. Я имею в виду не только кандидатов, но и пакеты документов, которые будут представлены на них.

Агентство должно дополнить своими комментариями резюме, которое составил сам кандидат, а бумаги должны быть правильным образом оформлены. Эти документы будут представлены директору, и при общении с кандидатом он тоже обратит внимание на то, как подана информация.

Не оставьте без внимания, как с вами общаются по телефону: насколько корректно отношение к вам, дорабатываются ли и не опускаются ли некоторые моменты? При обсуждении с агентством вопросов оплаты необходимо расставить все точки над "I". Нужно сразу четко оговорить, за что вы будете платить, за что  - нет и на что они могут рассчитывать. Лучше это сразу зафиксировать, поскольку оклад кандидата может варьироваться в ходе переговоров с ним.

Еще один момент: некоторые агентства требуют предоплату. Я поступаю так: если только начинаю работать с агентством, то предоплату не делаю, поскольку не уверена в качестве. Бывали случаи, когда, несмотря на предоплату, агентство так и не закрывало позицию. Другое дело, если знаешь уровень сервиса агентства,  - можно и заплатить.

Важное значение имеет то, какая именно компания обращается в агентство: если иностранная  - для них есть свои тарифы, если национальная  - то ей трудно заплатить высокую цену (иначе она может растратить выделенные средства и ей не хватит денег на обучение персонала). Самая большая проблема  - выбрать агентство в регионе. До недавнего времени практически не было информации об агентствах. Сейчас уже появились сайты со списком, телефонами, какой-то информацией. Однако в регионах такая информация практически отсутствует: как правило, представлено одно агентство.

Если заглянуть в российские сайты, там можно узнать рейтинг агентств в областях, сегментах рынка. И для того чтобы выбрать подходящее, мне просто нужно зайти на соответствующую страничку в Интернете и посмотреть отчет за последний год. Это очень удобно. У нас же всего этого пока нет ни в Интернете, ни в специализированном издании  - журнале "Отдел кадров". На рынке в регионах работает более пятисот рекрутинговых агентств, а информация в прессу попадает об одних и тех же, причем их количество весьма ограничено.

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.