simple site templates

О психологическом компоненте предмета «английский язык» в школе (начальные классы)

Запись опубликована 07.12.2013 в 16:40 в следующих рубриках: Английский язык, Учеба и образование.



О психологическом компоненте предмета «английский язык» в школе (начальные классы)

В сегодняшнем мире человек часто оказывается поставленным в такую ситуацию, когда от него требуется не «багаж знаний», а навыки ориентации и самоидентификации в историческом времени и пространстве культуры, способности проектирования и рефлексии собственной деятельности. В прямой зависимости от этих навыков находится и его социальная успешность. Эта ситуация диктует новый подход и новые требования к образованию, характерной чертой которого и является не объем полученных знаний, умений и навыков, а развитие компетенций – способностей к самостоятельным решениям в жизненных ситуациях.

Эффективность обучения английскому языку в школе в большей степени зависит от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. Необходимо не только знать и четко различать сильные и слабые стороны каждого возраста, но и главное, ставя перед ребенком посильные задачи, использовать все потенциальные возможности данного периода развития.

Усвоение английского языка не сводится только к процессу познания. Кроме знаний, ребенок овладевает еще и сложнейшей системой произносительных навыков, умственных действий, смысловых установок и стереотипов. Сегодня мы говорим о формировании иноязычной речевой деятельности в единстве ее побудительно – мотивационного и исполнительного звеньев. При таком подходе особое внимание уделяется формированию у учащегося потребности говорить на английском языке как первопричине речевой деятельности, и, таким образом, в центре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения – ученик с его потребностями, интересами, отношением к содержанию высказываемой мысли.

Сегодня обучение английскому языку начинают со 2 класса и во многих общеобразовательных школах. Ученые считают, что с психологической точки зрения именно этот возраст детей имеет глубоко положительное значение для начального овладения иностранным языком. Все внешние факторы эффективно оказывают огромное впечатление на ребенка. Первая встреча учителя с учениками иногда оказывается решающей, поэтому на первом уроке учителю не стоит пренебрегать возможностью произвести впечатление на учащихся: необычность иноязычного материала, некоторая неестественность ситуации учебного общения – все это при неумелом подходе может вызвать у ребенка неадекватное настроение и заложить основы для неблагоприятного отношения к предмету. Характерным для поведения малышей является то, что они чрезвычайно активны, деятельны, подвижны и при этом часто неуравновешенны и шумливы, легко возбуждаются и теряют самоконтроль. Работа с детьми этого возраста требует от учителя большей внимательности, индивидуального подхода к каждому ребенку. Успешность организации обучения английскому языку во многом будет зависеть от того. Насколько тонко учитель чувствует учащихся. Кроме того, особенности памяти младших школьников и естественная склонность к определенным видам деятельности, типичным для урока английского языка, также благоприятны для начала обучения английскому языку.

Процесс усвоения английского языка с возрастом приобретает все более осознанный, произвольный характер. Непосредственное подражание, сыграв свою положительную роль на начальном этапе формирования действий ребенка, становится лишь вспомогательным средством познания, тормозится, изменяется. Да и сама склонность к подражанию с возрастом ребенка угасает: так, например, школьники среднего звена стесняются и избегают репродуктивно – имитационных упражнений как слишком элементарной формой работы. Младшие же школьники находят удовольствие в подобного рода тренировках, охотно проявляют активность, а довольно высокий уровень умственного развития делает этот процесс осознанным и продуктивным.

Начальный этап овладения иностранным языком предполагает усвоение большого количества лексических единиц, трудно поддающихся систематизации и поэтому требующих простой механической ассимиляции. Способность детей младшего подросткового возраста к буквальному механическому запоминанию конкретного материала достаточно высока, они способны выдержать большие нагрузки на механическую память и долго сохранять в памяти несвязанный материал. Психологами установлено, что главным фактором продуктивности непроизвольного запоминания является активная деятельность учащегося с материалом. Так, запоминание лексики английского языка будет эффективнее, чем больше коммуникативных задач возникает на уроке английского языка. Кроме того, как показывают современные исследования, запоминание иностранной лексики , её информационная ценность определяется авторитетностью учителя. Если учителя любят- любят и его предмет. Поэтому я считаю, что для учителя английского языка в начальных классах особенно важно завоевать любовь и уважение малышей. Дети должны ждать Ваш урок и с радостью бежать к Вам.

При изучении иностранного языка главным стимулом является активное и успешное общение на нём. Чем раньше начинается обучение иностранному языку, тем больше условий для создания у учащегося ощущения полноценного общения, в котором не ощущается нехватки лексических единиц, нет противоречия между целью коммуникации и её средствами. У школьников начальных классов уже само подражание, повторение, игры, песни - огромный источник удовлетворения. Игровые формы работы должны быть правилом, а не исключением на уроке английского языка в начальных классах. Малыши трудно переносят паузы в ходе урока и склонны скорее запоминать материал, чем сознательно анализировать его, поэтому замедленный темп урока иностранного языка является абсолютно недопустимым.

Учитель английского языка высшей категории Мариэтта Ильинична Солдатова
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 2089

faito.ru

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.