Учебный материал к теме № 2 «Государственное управление защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Система гражданской обороны, ее роль и задачи в современных условиях»



Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Тема лекции «Государственное управление защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Система гражданской обороны, ее роль и задачи в современных условиях».

Лектор: доцент Головинский Владимир Васильевич

Видеоматериалы к лекции «Государственное управление защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Система гражданской обороны, ее роль и задачи в современных условиях» PowerPoint (.ppt ~840 Кб).

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в настоящее время становятся все более частыми и масштабными. Они способны подорвать не только экономику, но и поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально — политическую нестабильность. Общество становится зависимым от техносферы — ее разрушение равносильно катастрофе, а бесконтрольный, неограниченный рост может привести к деградации окружающей среды.

.

В настоящее время в обстановке практически непрерывного возникновения военных конфликтов, разгула международного терроризма, возрастания количества и масштабов природных и техногенных катастроф фактически сблизились задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий, ощущается постоянная необходимость в силах как РСЧС, так и гражданской обороны.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для координации деятельности органами управления, силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) на соответствующем уровне. Они являются коллегиальными органами и объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом России военного положения.

Головинский В.В., faito.ru