Учебный материал к теме № 1 «Чрезвычайные ситуации, общие сведения и классификация чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных объектах»



Лекция является первой в курсе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Тема лекции «Чрезвычайные ситуации, общие сведения и классификация чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных объектах».

Лектор: доцент Головинский Владимир Васильевич

Видеоматериалы к лекции «Чрезвычайные ситуации, общие сведения и классификация чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных объектах» PowerPoint (.ppt ~364 Кб).

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она наряду с прикладной технической направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

.

В ходе изучения дисциплины необходимо научить студентов делать аналитическую оценку сложившейся обстановки, предвидеть воздействие на человека опасных (вредных) явлений, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать решения и действовать с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчения тяжести их последствий.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех этапах жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Последствия этого процесса (повреждения организма) могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

На территории России за год в среднем происходит 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900 - 950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. Статистика и долгосрочное прогнозирование показывает, что эти цифры имеют тенденцию к дальнейшему росту, и в первую очередь, за счет увеличения числа событий техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации как таковые не возникают сами по себе, а являются производными таких явлений техногенного или природного характера, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие подобные события.

Чрезвычайные ситуации принято классифицировать по сфере возникновения, по характеру протекания, масштабу и степени нанесенного ущерба, а также по ведомственной принадлежности/

Общим, объединяющим, моментом всех сфер возникновения чрезвычайных ситуаций будет социум, который, по большому счёту, внешняя оболочка их объединяющая, а значит, нет ни одной чрезвычайной ситуации, которую нельзя было назвать, в той или иной мере, социальной. С классификацией чрезвычайных ситуаций тесно увязаны и причины их возникновения, с которыми мы только что кратко ознакомились.

Для различных чрезвычайных ситуаций существуют свои, присущие только им, причины возникновения. Однако все виды чрезвычайных ситуаций тесно взаимосвязаны. Примером может быть, когда одни причины могут вызвать чрезвычайные ситуации как природного, так и техногенного характера. Основными источниками техногенных чрезвычайных ситуаций являются потенциально опасные объекты.

Современное состояние развития общества, зависимость населения планеты от опасных производств, явлений природного характера, использование транспорта приводит к чрезвычайным ситуациям. Явление, возникающее под их воздействием, а также их последствия называются чрезвычайными ситуациями.

Головинский В.В., faito.ru