Московский государственный строительный университет (МГСУ), в прошлом году вошедший в число финалистов первого конкурса национальных исследовательских университетов, в 2010 году представил на второй конкурс Минобрнауки Программу развития Национального исследовательского университета строительства и архитектуры (НИУ СА) для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России. Наш корреспондент вновь встретился с ректором МГСУ, академиком Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Валерием Ивановичем Теличенко.
известия: Уважаемый Валерий Иванович, сегодня МГСУ участвует во второй волне конкурса, направленного на создание сети национальных университетов. С чем, на ваш взгляд, была связана неудача прошлого года?
валерий теличенко: Если вы говорите о том, что наш вуз не вошел в число победителей первой волны, то я не расцениваю это как неудачу. Наша программа получила одни из самых высоких оценок экспертной и конкурсной комиссий, университет был включен в число 28 финалистов, но присвоить высокий статус всем было просто невозможно. Предпочтение было отдано первоочередному развитию приоритетных фундаментальных исследовательских направлений по широкому спектру наук. Запланированная конкурсная квота прошлого года едва обеспечила эту актуальную потребность системы российского высшего профессионального образования. Вместе с созданной к настоящему времени сетью федеральных университетов, думаю, состав “локомотивов” по классическим научным направлениям во многом определился. А вот теперь настало время поддержать те вузы, которые способны подтвердить свою научную состоятельность развитием реального сектора экономики, каждый день оказывающего самое непосредственное влияние на жизнь каждого из нас. Кроме того, сам процесс подготовки и реализации программы развития университета подобного масштаба, уровня проработки и обоснования стал для нас следующим качественным этапом системного развития вуза после успешного завершения реализации инновационной образовательной программы (ИОП) 2007-2008 гг.
и: Вы сказали - “подготовки и реализации”, но ведь дополнительного финансирования в прошлом году ваш вуз не получал?
теличенко: Действительно, не получал. Но основные мероприятия программы развития, представленной на конкурс, тем не менее, были реализованы за счет запланированных средств софинансирования, причем как собственных внебюджетных, так и средств наших стратегических партнеров, которые не отказались от своих обязательств.
и: То есть вуз уже начал выполнение программы, справитесь самостоятельно?
теличенко: Не скрою, теперь это непросто. Если бы этот вопрос встал два-три года назад, когда рост объемов научной, хоздоговорной и внебюджетной образовательной деятельности не вызывал у нас опасений, связанных сегодня с мировым финансовым кризисом, я бы ответил утвердительно. Судите сами - консолидированный годовой бюджет МГСУ за последние пять лет вырос в четыре раза, более десяти лет наш университет демонстрирует один из самых высоких показателей дохода из внебюджетных источников на каждый рубль вложенных бюджетных средств - даже сейчас этот показатель не опустился ниже 6:1. Но сегодня российскому высшему образованию нужна помощь, и мы не исключение. Конечно, мы не просим денег на текущую деятельность - в обмен на дополнительные инвестиции в высокотехнологичное научное и учебно-лабораторное оборудование, повышение квалификации наших преподавателей и дальнейшее развитие инфраструктуры университета мы по-прежнему готовы взять на себя конкретные обязательства по решению конкретных задач, перечисленных в нашей новой программе. Ну а к вопросу о том, справимся ли - заявленных показателей результативности выполнения программы по итогам 2009 года МГСУ достиг безо всяких оговорок.
и: Сегодня МГСУ представляет на конкурс действительно новую программу?
теличенко: Основа нашей концепции - академическое обоснование и решение главной научной задачи - качественного развития российского общества в рамках создания комфортного и безопасного территориального пространства во всех измерениях жизнедеятельности человека - конечно, не изменилась. В ее рамках выделены два научных приоритета - жилищное строительство и высокие технологии в строительстве и архитектуре. Программа по-прежнему отражает согласованную позицию отраслевого академического и профессионального сообщества и на деле доказала свою состоятельность. Расширилось число наших стратегических партнеров - сегодня это 13 региональных государственных архитектурно-строительных и строительных вузов, РААСН, Российское общество инженеров строительства, Российский союз строителей, Ассоциация строителей России, Национальные объединения саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей, Банк России, ведущие строительные предприятия страны. Подтвержденное софинансирование программы только нашими партнерами составляет теперь более миллиарда рублей. Нашу программу снова поддержали руководство строительной отрасли и руководители ряда регионов России, Минрегион России, госкорпорация “Росатом”, ФГУ “Росгранстрой”, ФГУ “Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры”, Торгово-промышленная палата РФ.
Последовательность реализации университетом заявленной концепции сетевой модели построения отраслевой науки и образования подтверждена на совещании “По вопросам подготовки квалифицированных кадров и осуществления научно-исследовательской деятельности высшими учебными заведениями в сфере строительства” под председательством заместителя председателя правительства Российской Федерации Д.Н. Козака, состоявшемся 21 октября 2009 г. на базе МГСУ.
Основные принципы формирования нового научно-образовательного пространства - отраслевая и информационная интеграция образовательных и научных учреждений архитектурно-строительного профиля - дополнены принципом развития отраслевого государственно-частного партнерства с использованием современных организационно-имущественных форм создания “инновационного пояса” хозяйственных обществ при университете в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ.
и: Валерий Иванович, в завершение нашей беседы обозначьте, пожалуйста, круг действительно актуальных государственных задач, которые должны, на ваш взгляд, привлечь к заявке университета самое пристальное внимание членов конкурсной комиссии?
теличенко: Сегодня эти задачи отражают не только взгляд отраслевого академического сообщества, но и согласованы с Минрегином России: формирование эффективного механизма централизованного планирования и управления научными исследованиями отрасли; научно обоснованная модернизация нормативно-правовой и регламентной базы технического регулирования, саморегулирования и ценообразования строительной отрасли, тарифной политики ЖКК; развитие эффективной системы повышения профессиональной квалификации и переподготовки специалистов в отрасли; развитие научных основ регионального планирования и градостроительства; академическая и экспертная производственная оценка эффективности использования государственных инвестиций в модернизацию отрасли строительства и ЖКК.
и: Выходит, модернизация - сегодняшний государственный приоритет - в зоне ответственности строителей?
теличенко: Сомневаться не приходится - каждый день это доказывает жизнь! Строительство имеет совершенно уникальную особенность - выраженный инфраструктурный и социальный характер, специфика отрасли состоит в распространении результатов ее деятельности на все виды основных фондов и производственных мощностей. Любая модернизация начинается именно со строительства, наши специалисты сопровождают любой проект и на протяжении всего жизненного цикла.
Ну а закончим традиционно цифрами - в строительстве, мультипликативной инфраструктуре отрасли и ЖКК занято сегодня более 15% трудоспособного населения России, доля номинального объема отрасли в произведенном ВВП превышает 5,5% и вновь продолжает расти (на 25% в течение 2009 года).