simple site templates

Внеклассное мероприятие «Таинственное болото». Презентация и ход мероприятия

Запись опубликована 16.03.2019 в 01:50 в следующих рубриках: Биология (уч.мат.), Биология.



Внеклассное мероприятие «Таинственное болото». Презентация и ход мероприятия

Внеклассное мероприятие в 7 классе
«ТАИНСТВЕННОЕ БОЛОТО»

Руководитель внеклассного мероприятия: Кулешова Л.А., учитель 1 квалификационной категории средней школы № 27, г. Нижний Новгород

Цели: образовательные: узнать о значении болот, познакомиться с видовым разнообразием растений и животных болотных экосистем,
  развивающие: формирование положительного отношения к этому природному объекту.

Презентация “Таинственное болото”. PowerPoint .rar (~4,7 Мб)

Форма занятия: познавательная викторина, игра

Для проведения занятия заранее было подготовлено оборудование: торфяные горшочки, мох-сфагнум, гербарий из болотных растений, ягоды брусники, изображения зверей и птиц на слайдах.
Перед проведением занятия была организована викторина «Что мы знаем о болотах?» и конкурс рисунков «Удивительное болото».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Что это? (Болото.) Каждый из вас, наверняка, бывал на болоте. Посмотрите на карту мира. На ней показано цветом, сколько процентов площади в каждом районе Земли занимают болота. В основном в Северном полушарии общая площадь около350 млн.га.
Вокруг нас болота, болота, болота…

Вопрос? А что же это такое — болото? (Ответы детей.) Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены. В болотных экосисте¬мах растительные остатки не перегнивают до конца и потому образуется не гумус, а торф.

Как образуются болота? (Показ фрагмента из энциклопедии КиМ)

А какие виды болот вы знаете? ( Ответы детей) Верховые, низинные, переходные; по преобладанию растительности: лесные, моховые, травяные, кустарничковые.

А знаете ли вы, что 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий? В 1975 г. вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно-болотных угодьях, ратифицированная Советским Союзом спустя 2 года. Ее основная задача — охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России под охрану взяты 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и еще 166 участков рекомендуются для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Вопрос? Как вы относитесь к болотам? (Ответы детей.)
 Большинство людей отвечает: «Плохо!» Болото— это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. С похвалой о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далеких предков. Болото как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым», созданным богатым народным воображением? Суеверия, как известно, живут долго.

В наши дни отношение к болотам меняется.

Вопрос? В чем же заключается польза болот? (Ответы детей.)

Учитель. Если леса часто сравнивают с легкими нашей планеты, а ручьи и реки — с ее кровеносной системой, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме.

Поразительна способность болот очищать воду. Болота даже используются для того, чтобы очищать стоки свиноводческих ферм! Эти стоки не только плохо пахнут, но и ядовиты. Если ими полить почву, то урожай снизится. Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с этими «ароматами». В вытекающей из болота воде нет и намека на то, что было слито в него со свинофермы! А торф такого «свиного болота» становится прекрасным удобрением.

Главная ценность болот — способность накапливать воду и улучшать ее качество. Болота — охранители всех других водных экосистем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

Вопрос? А давайте-ка «прогуляемся» по болоту! Боитесь по нему ходить? Да, оно зыбкое, топкое, а как же во время войны по нему шли в наступление наши войска вместе с пушками и другой техникой?

Учитель. А вы знаете, какие растения растут на болоте? (Ответы детей.)
 Молодцы! Действительно, растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с другими видами. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа.

(Ведущая рассказывает и демонстрирует слайды.) Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность некоторых болотных растений (растения-хищники!). Они способны «ловить» и переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое — росянка круглолистная. Попробуйте провести с росянкой опыт: «угостите» ее кусочком мяса или вареного яйца. Вы увидите, что росянка съест это угощение без остатка! Так и хочется назвать это растение хищницей! А ведь росянка — растение полезное, из нее изготавливают лекарство от кашля.

Вопрос? Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова? Это багульник, верно. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. (показ слайда)
А это растение — тоже болотный кустарник. Он, как и багульник, оставляет на зиму зеленые листочки и с ними прячется от мороза под снегом. Лиловые мелкие цветки его сладко пахнут нектаром, шмели готовят из него особый мед. Знаете, как называется это растение? (Демонстрация подбела.) Подбел. Родственники у подбела вам всем хорошо известны. Это клюква, брусника, голубика. Чем они похожи? (Ответы детей.) Эти растения относятся к семейству вересковых. Их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие растения.

• Игра.

Задание. Выбрать все вересковые (багульник, брусника, голубика, подбел, клюква) из предложенных растений (+ шиповник, малина, рябина и т.п.).

Учитель. Знаете ли вы, что 40% наших (региональных) растений имеют в своем названии слова «болотный», «водный»? О чем это говорит?

Ответы детей: О том, что вокруг нас много воды и болот, вот почему растения, приспособившиеся к жизни у воды, получили такие названия.

Учитель. Одну из болотных осок называют пушицей. При созревании у нее на концах стеблей образуются пушинки. Они помогают мелким, легким семенам улететь с ветром. «Ватой» из пушицы в деревнях, стоящих вблизи болот, набивали подушки и матрацы и даже делали из нее ткани.

Задание - вопрос? А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Нарисуйте его. Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.

Учитель: У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое — семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда наступит пора пробуждения.

Такие же корневища есть и у других растений, например у кувшинок.( показ слайдов)

Учитель. Если вы бывали на болоте, то заметили, какие там маленькие сосны и березы. А видели вы настоящую карликовую березу? Чем она отличается от обычной березы, растущей почти в каждом дворе? (Ответы детей.) Почему на болоте она такая маленькая? (Ответы детей.)

Посмотрите на этот спил сосны, которая росла на болоте. Как вы думаете, сколько ей лет? (Ответы детей.) Этой сосне 40 лет! Из-за бедного питания на болоте ей пришлось долго и трудно расти. А это — спил сосны, которая росла в хороших условиях, в лесу. Ей, конечно, не 40 лет, а гораздо больше, но когда ей было столько же лет, сколько и болотной сосне, то она была вот такого диаметра. (Демонстрация на спиле.)

Учитель. Отгадайте-ка еще одну загадку. «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространенный среди них — сфагновый. (Ведущая показывает образец сфагнума.) Этот мох обладает замечательным свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». (Демонстрируется впитываемость сфагнума: положить сухой сфагнум в прозрачную емкость с водой, через некоторое время показать.)

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между бревен). А где еще можно применить этот мох? (Ответы детей.)

Учитель. Продолжаем наше знакомство с болотными тайнами и загадками.
Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает……? (ответы детей) - торфяная залежь. С виду торф — черная или темно-коричневая масса, но если рассмотреть его в увеличи¬тельное стекло, то видны волоконца, крохотные листики, стебельки мха. Образуется торф только на болотах.

Вопрос? А каково значение торфа. (Ответы детей.)

1. Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи.
2. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай.
3. А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.
4. В медицине – торфолечение.

Учитель. Болото — всегда загадка, тайна не только для нас, но и для ученых. Это поистине еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем узнать не только о прошлых ландшафтах, но и нашу историю. Помимо остатков растений болота хранят в своей толще орудия труда и войны прошлого и даже останки хозяев этих орудий. Так, в Британии был найден рыцарь в полных доспехах.

Несмотря на всю таинственность и загадочность болот люди издавна селятся возле них. Одна из народностей манси — «на-рас-махун» — переводится как «болотный народ». И своей родоначальницей они считают лягушку. А еще манси считали, что один из сыновей Нумиторума (верховного существа) имел облик лягушки.

Учитель. А какие еще животные живут на болоте? (Ответы детей.)

 Болота— места обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Один из главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое (!) единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую. (Демонстрация на карте-схеме «Перелетные птицы России».) Посмотрите на карту, какие расстояния преодолевают кулики, чтобы перезимовать в теплых краях! Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды. Каких болотных птиц вы еще можете назвать? (Ответы детей.) Различные кулики, гуси, утки, журавли, цапли. На болотах кормятся и хищные птицы: лунь болотный, беркут, сова болотная, канюки, осоеды; обитают глухари, белые куропатки.

Из пресмыкающихся болота населяют гадюка обыкновенная и живородящие ящерицы. (Демонстрация слайдов.)
На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, росомаха, медведи, северные олени. А без комаров, мошек, стрекоз вообще трудно представить болото.

Вопрос? Могут ли животные обойтись без болота? Почему они там живут? (Ответы детей.) Верно, они там питаются. А кто чем (или кем) питается? Давайте подумаем и поиграем в игру «Пищевая цепочка на болоте».

• Игра.

Каждому участнику команды на грудь прикрепляется название какого-либо животного или растения.
• Брусника — комар — лягушка — гадюка — канюк;
• сфагнум — лемминг — болотная сова —лунь — лиса.

Задача: правильно построиться, т.е. выстроить пищевую цепочку. Команда, выполнившая задание правильно и быстро, получает приз.

Учитель. А знаете ли вы, какие уникальные болотные системы расположены у нас в округе? (Ответы детей)
В нашей области только крупных болот 2000, их площадь 187 тыс. га., 85% из них находится в Заречье – в Приветлужье и на междуречье Оки и Волги, т.е. в северной половине Нижегородской области. В южной части болот мало.

 Если исчезнут болота, то
1) суше станет климат
2) исчезнут болотная фауна и флора
3) обеднеют реки
4) не будет клюквенных ягодников, грибных мест.
5) Болота выполняют важнейшую водорегулирующую роль в поверхностом стоке. Поэтому их необходимо беречь и охранять, а такие как Светлое, Ягодное, Бутино в Воскресенском, Клюквенное, Топкое, Придорожное – в Краснобаковском, Темное в Тонкинском районе, сделать заказниками.

Вот какие замечательные и нужные болота есть у нас. И мы их должны обязательно сохранить!
А теперь попробуем подвести итог сегодняшней встречи и ответить на вопрос: для чего нужны болота в природе?

(Ответы детей.) Итак:
1. Болота накапливают и хранят воду.
2. Очищают воду.
3. Поддерживают биологическое разнообразие (растения, животные).
4. Служат необходимым условием жизни коренных народов.
Что вам сегодня особенно запомнилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

Подведем итоги викторины «Что мы знаем о болотах?» и конкурса рисунков «Удивительное болото». Большое спасибо всем принявшим участие в этих конкурсах. (Оглашаются результаты викторины и конкурса рисунков, вручаются призы.

Кулешова Л.А.

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.