simple site templates

Видеоматериалы к уроку биологии: «Образование половых клеток и половое размножение у растений»

Запись опубликована 10.03.2019 в 18:43 в следующих рубриках: Биология (уч.мат.), Биология.



Видеоматериалы к уроку биологии: «Образование половых клеток и половое размножение у растений»

     Урок биологии в 9 КЛАССЕ (учебник Никишова А.И.), тема “Образование половых клеток и половое размножение у растений”

     Руководитель урока учитель первой квалификационной категории Кулешова Л.А., средняя школа № 27 г. Нижний Новгород

Видеоматериалы к уроку PowerPoint .ppt (~2,0 Мб)

Урок

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Дидактические задачи: формирование новых знаний.
Цели:
  + Образовательные: сформировать знания о чередовании поколений и о механизме двойного оплодотворения
  + Развивающие: через содержание урока продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира через значение цветка как органа полового размножения.
  + Воспитательные: воспитание ценностного отношения к окружающему миру, чувства гордости за отечественную науку.

Задачи урока:
1. Закрепить понятие об оплодотворении как о необходимом условии возникновения нового организма половым путем.
2. Показать значение объединения материнской и отцовской наследственности организма для постоянства эволюции вида.
3. Познакомиться с чередованием поколений и механизмом двойного оплодотворения

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый.
Приемы: беседа, рассказ, работа с микрословарем, учебником.
Оборудование: компьютерная презентация, микрословари, рабочие листы.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний

Учитель начинает урок с фронтального опроса, чтобы ученики подошли к осмыслению темы урока.

Вопросы для фронтального опроса

  • Одно из основных свойств живого? (размножение)
  • Основные способы размножения? (половое и бесполое)
  • При участии каких клеток осуществляется половой процесс? (гамет: яйцеклетка и спермии)
  • В чем их отличие? (размеры, запас питательных веществ, подвижность)
  • Какой процесс приводит к появлению нового организма? (оплодотворение)
  • Какие виды оплодотворения есть у животных? (внешнее и внутреннее)
  • А как происходит оплодотворение у растений и как у них образуются половые клетки? (дети затрудняются с ответом). Вот на этот вопрос мы постараемся найти ответ в ходе нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Вот на этот вопрос мы постараемся найти ответ в ходе нашего урока. Поэтому тема нашего урока….(дети формулируют тему урока)

1). Учитель повторяет тему урока и предлагает ученикам обратиться к учебнику, рассмотрев рисунки на стр. 95-98.
Учитель: у растений образование половых клеток и индивидуальное развитие протекает иначе, чем у животных. Для растений характерно чередование поколений: бесполого и полового, причем мейоз происходит при образовании спор, а не при образовании половых клеток.
2). Работа в парах (информация записывается в рабочие листки)

1 ряд.
 Работа с текстом учебника «Чередование поколений у растений» стр 114 - 115. С помощью словаря выписать термины: спорофит, гаметофит, заросток.

2 ряд.
Рассмотреть продольный разрез цветка, определить главные его части, их значение в образовании половых клеток (см. Приложение)

3 ряд.
Как происходит оплодотворение у цветковых растений. Работа с информацией (см. Приложение)

3). Ответ учеников 1 и 2 групп.

4). Учитель обобщает ответы учащихся и рассказывает о механизме образования половых клеток? (мини-лекция)

Формирование спермиев

В пыльниках тычинки содержится много диплоидных клеток, каждая из которых делится путем мейоза. В результате из каждой диплоидной клетки образуется 4 гаплоидные клетки (микроспоры), превращающиеся в пыльцевое зерно. Гаплоидное ядро каждого пыльцевого зерна делится путем митоза и образуется 2 гаплоидные клетки: вегетативная и генеративная. Генеративная еще раз делится путем митоза и образуются 2 спермия. Они неподвижны, поэтому движутся с пыльцевой трубкой.

Формирование яйцеклетки у покрытосеменных растений

 В семязачатке диплоидная клетка (2n)претерпевает мейоз, и образуется 4 мегаспоры(n), 3 из которых погибают (мегаспорогенез)
  Ядро мегаспоры претерпевает три митотических деления, образуется восьмиядерная клетка. 2 ядра в центре сливаются – образуется центральная клетка (2n) - вторичное ядло, яйцеклетка с клетками спутницами и 3 антиподы. Формируется зрелый женский гаметофит - зародышевый мешок(мегогаметогенез)

Учитель
Теперь мы должны ответить на поставленный вопрос – как происходит оплодотворение?
5). Отвечают ученики из 3 группы. Учитель помогает при затруднениях.

Оплодотворение – процесс слияния сперматозоида (спермия) с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер.

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прорастает в глубь семяпочки. При прорастании пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка. Она формируется из вегетативной клетки. Рыльце пестика выделяет особые вещества, стимулирующие прорастание пыльцы.
Спермии перемещается одновременно с растущей пыльцевой трубкой. Когда пыльцевая трубка достигает зародышего мешка, спермии проникают в него.

1-й спермии(n) сливается с яйцеклеткой (n) – образуется зигота (2n)
2-й спермий(n) сливается с центральной клеткой (2n) – образуется триплоидная клетка(3n),
В результате видно, что происходит двойное оплодотворение

Учитель:
В дальнейшем из зиготы разовьется зародыш, а из триплоидной клетки – эндосперм с запасом питательных веществ.

  Семя = зародыш + эндосперм.

Стенки семязачатка дадут семенную кожуру
Стенки завязи – околоплодник. Все вместе образует плод.
Двойное оплодотворение было открыто русским ботаником в 1898 году С. Г. Навашиным, а триплоидная клетка раскрыта сыном М. С. Навашиным в 1915 году.
Это открытие имело большое значение для изучения всех процессов цветковых растений.

Учитель предлагает детям сформулировать
Необходимые условия для процесса оплодотворения:
• Одновременное созревание половых клеток.
• Своевременная доставка гамет к гаметам.
• Биологическая совместимость двух половых клеток в оплодотворении.

Выводы: (формулируются совместно, в ходе беседы)
• Оплодотворение- это процесс слияния мужской и женской гамет
• В результате оплодотворения образуется диплоидная зигота.
• У животных различают внешнее и внутреннее оплодотворение
• Процесс оплодотворения у цветковых растений называется двойным. В нем участвуют два спермия.
• В результате двойного оплодотворения из 2n зиготы формируется зародыш, а из вторичного ядра - эндосперм, содержащий питательные вещества для зародыша

IV. Закрепление знаний

1. Что такое оплодотворение?
  а) деление клетки
  б) перенос пыльцы на рыльце пестика
  в) процесс слияния гамет

2.Что формируется из зиготы?
  а) зародыш
  б) эндосперм
  в) яйцеклетка

3. Что образуется в результате оплодотворения?
  а) зигота
  б) соматическая клетка
  в) яйцеклетка

4. Что формируется у растений из вторичного ядра зародышевого мешка
  а) плод
  б) семя
  в) эндосперм

5. Найдите соответствие

1. Спорофит
2. гаметофит

 А. растение зеленый мох
 Б. заросток папоротника
 В. колпачок на ножке у зеленого мха
 Г. роза

Ответ:1- В,Г; 2- А,Б

Критерии:

из 8 баллов
0-1 ош.-«5»
2-3 ош- «4»

V. Домашнее задание. П.24, составить синквейн с одним из терминов

Рабочий листок к уроку
«Образование половых клеток и половое размножение растений».

1. Дополни предложение:
  Цветок – орган _________________________размножения.
  Главные части цветка:____________ и _______________.

Гаметофит мужской представлен _____________ зерном
  Гаметофит женский представлен _________________мешком

2. Дайте определение терминам:

Оплодотворение – это_______________________________________

Двойное оплодотворение-_____________________________________
  ___________________________________________________________

3. Закончи схему:

1 спермий (n) +_____________ (n) = зигота (2n) = ____________ 2n )
__________(n ) + центральная клетка ( 2n ) = __________ (запасающая ткань, 3n)

______________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тест.

1. Что такое оплодотворение?

а) деление клетки
б) перенос пыльцы на рыльце пестика
в) процесс слияния гамет

2.Что формируется из зиготы?

а) зародыш
б) эндосперм
в) яйцеклетка

3. Что образуется в результате оплодотворения?

а) зигота
б) соматическая клетка
в) яйцеклетка

4. Что формируется у растений из вторичного ядра зародышевого мешка?

а) плод
б) семя
в) эндосперм

5. Найдите соответствие

1.Спорофит
2. гаметофит

А. растение зеленый мох
Б. заросток папоротника
В. колпачок на ножке у зеленого мха
Г. роза

Информационный лист для самостоятельной работы 2 ряда

Важнейшими преимуществами цветковых растений является появление цветка и плода. Цветок способствует оплодотворению.

Цветок - укороченный побег спорофита, орган семенного размножения.
Главные части цветка называются тычинки и пестик.
Тычинки – зачаток мужского органа
Пестик – зачаток женского органа
Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.
Пестик состоит: из рыльца, столбика и завязи. Завязь имеет расширенную часть, т.к. в ней располагается одна или несколько семяпочек (семязачатков).

1 - пыльник с пыльцевыми зернами
2 - прорастание пыльцевого зерна
3 - рыльце
4 - тычиночная нить
5 - завязь
6 - семяпочка

Что возникает в пыльнике?
В пыльнике созревает множество пыльцевых зерен, содержащих спермии.

Что происходит в семязачатке завязи?

Образование зародышевого мешка, в котором находится яйцеклетка.

 

Информационный лист для самостоятельной работы 3 ряда.

Оплодотворение – процесс слияния сперматозоида (спермия) с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер.

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прорастает в глубь семяпочки. При прорастании пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка. Она формируется из вегетативной клетки. Рыльце пестика выделяет особые вещества, стимулирующие прорастание пыльцы.
Спермии перемещается одновременно с растущей пыльцевой трубкой. Когда пыльцевая трубка достигает зародышего мешка, спермии проникают в него.

1-й спермии(n) сливается с яйцеклеткой (n) – образуется зигота (2n)
 2-й спермий(n) сливается с центральной клеткой (2n) – образуется эндосперм (3n )
В результате видно, что происходит двойное оплодотворение

Двойное оплодотворение было открыто русским ботаником в 1898 году С. Г. Навашиным, а триплоидная клетка раскрыта сыном М. С. Навашиным в 1915 году.
Это открытие имело большое значение для изучения всех процессов цветковых растений.

7 - лепесток
8 - чашелистик

Дополнительные вопросы (при наличии времени)

Вопросы
• Какова роль пыльцевых зерен в созревании спермии?
• Биологическая роль пыльцевой трубки.
• Какие женские клетки участвуют в процессе оплодотворения и где они расположены?
• В чем сущность двойного оплодотворения?
• Какова роль гаплоидных клеток в оплодотворении?

- зигота, т.е. оплодотворенная клетка имеет диплоидный набор хромосом

Мы видим, что клетка имеет по одному хромосомному набору от каждого родителя. Это объединение двух наборов хромосом, представляет генетическую основу внутривидовой изменчивости. Таким образом, при половом размножение в жизненном цикле происходит чередование диплоидной и гаплоидной фаз.

А если половые клетки были бы диплоидными?
К какому результату мы подошли бы?

  Ответ:
Число хромосом постоянно увеличивается и постоянство видов нарушается. Поэтому за счет гаплоидного набора хромосом постоянство сохраняется, и так сохраняется постоянство видов

Микрословарь.

Гаметы - половые клетки ( яйцеклетки- , спермии- )

Зигота - оплодотворенная яйцеклетка

Спорофит – бесполое диплоидное (2n) поколение. Преобладает в цикле развития всех растений, кроме зеленых водорослей и мхов.

Гаметофит – половое гаплоидное (n) поколение. Преобладает в цикле развития зеленых водорослей и мхов

Заросток – редуцированное половое поколение папоротникообразных.
______________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Рабочий листок к уроку

«Образование половых клеток и половое размножение растений».

1. Дополни предложение:
  Цветок – орган _________________________размножения.
  Главные части цветка:____________ и _______________.

Гаметофит мужской представлен _____________ зерном
  Гаметофит женский представлен _________________мешком

2. Дайте определение терминам:

Оплодотворение – это_______________________________________

Двойное оплодотворение-_____________________________________
  ___________________________________________________________

3. Закончи схему:

1 спермий (n) +_____________ (n) = зигота (2n) = ____________ 2n )
__________(n ) + центральная клетка ( 2n ) = __________ (запасающая ткань, 3n)

Кулешова Л.А.


Выгодные игры: покер-румы, online casino, букмекеры. Посмотреть и заинтересоваться.


КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.