Что означает слово «РЕЙТИНГ»?



     Игорь МИЛОСЛАВСКИЙ, профессор МГУ

     Сегодня речь пойдет о слове, которое в наши дни употребляется очень часто, но что именно за ним стоит, четко понимают далеко не все.

Слово это сейчас у всех на слуху. То узнаем, что какой-то фирме его понизили, а какому-то университету - повысили. То ругаем какую-нибудь телевизионную программу, а нам в ответ: “Зато у нее рейтинг высокий”. Что же стоит за словом рейтинг, который, если высокий - это хорошо, а если низкий - очень плохо?

Рейтинг - это результат сравнения нескольких однородных объектов: компаний, университетов, телепрограмм и даже различных, но имеющих и нечто общее людей - например, политиков, ученых и конечно же спортсменов и целых команд.

В последнем случае все более или менее ясно. Скажем, как распределяются по силе игры шахматисты? Сравним показанные ими за последний год результаты, определим, у кого они выше, а у кого - ниже, и рейтинг готов! Правда, для шахматистов формирование рейтинга связано с единственным и более или менее ясным параметром - “сила игры”. Он отражает то, во многих ли турнирах и с каким составом участников выступал шахматист, какие места занял, успешно ли играл против победителей и призеров и т.д.

Самый простой рейтинг каждый из нас получал еще в детстве, когда мы строились по росту и рассчитывались по порядку номеров. А вот для политика параметрами определения рейтинга могут служить разные характеристики: известность, одобрение взглядов, доверие, личное обаяние… Столь же многочисленны параметры и у рейтинга телепередачи: абсолютное или относительное число зрителей, продолжительность, время выхода в эфир, количество участников, стоимость, нравственная ценность… Причем некоторые параметры можно определить непосредственно: продолжительность или стоимость передачи, количество поступивших звонков, число упоминаний имени политика в определенных СМИ. Зато другие важные параметры определяются посредством специальной выборки информантов, представительность которой может оценить только специалист. Очевидно, что мнения людей разных возрастов и социальных групп, жителей разных регионов, мужчин и женщин часто серьезно различаются. Поскольку в дело вступает “фактор наблюдателя”, здесь возможны разного типа отклонения от истины. Например, рейтинг популярности телеканала “Культура” среди людей с высшим образованием будет выше, чем среди тех, кто его не имеет, в деревнях - ниже, чем в городах, и т.п.

Так что, когда вы слышите слово рейтинг, непременно поинтересуйтесь, “по какому параметру”. А узнав параметр, постарайтесь выяснить, кто и по чьему заказу проводил соответствующее исследование. Также полезно иметь в виду, что количественные показатели внимания зрителя, читателя, любого “оценщика” часто весьма изменчивы, а право любого человека на собственное мнение отнюдь не обязательно делает каждое мнение разумным. Скажем, если рейтинг продаж книжек Оксаны Робски в магазинах города А в период X выше, чем у Тургенева, Толстого или Астафьева, то тем хуже для покупателей. В этом случае хорошо бы оценить рейтинг продаваемых книг по параметру “положительное нравственное воздействие”. И пусть материал для этого рейтинга дадут специально выбранная репрезентативная группа читателей и определенного уровня эксперты.

Но особенно странное впечатление производят сводные рейтинги, включающие в себя множество разных параметров. Например, рейтинг университетов мира, где суммируются с неясным удельным весом самые различные характеристики - от обустройства студенческого кампуса до количества преподающих нобелевских лауреатов. Место в этом рейтинге, со множеством параметров и с не очень убедительными принципами их суммирования, никак не помогает будущему студенту в самом важном для него выборе - не университета, а специальности. Ведь прекрасно известно, что один университет славен, например, своей медицинской школой, но слаб в математических науках, другой - силен в истории, зато химики там не отмечены большими достижениями и т.д.

Я бы снабдил слово рейтинг чем-то вроде дорожного указателя в форме треугольника с восклицательным знаком в середине: снизить скорость восприятия текста, повысить внимание! В самом деле, не стоит попадать под магию не очень понятного слова иностранного происхождения! Не надо бояться выглядеть несовременным, неинтеллигентным и делать вид, что вы все понимаете. Наоборот! Кто составил этот рейтинг? По чьему заказу? По какому параметру? Среди каких информантов? И даже если вы дадите убедить себя в том, что высокий рейтинг - это знак известности, популярности, всегда помните, что все-таки это - отнюдь не “высокая, непреходящая ценность”.

http://www.inauka.ru/


Без публикаций образование не существует, предлагается каталог статей образование. В нем публикация бесплатных статей

Как бросить курить? Очень просто, взять и бросить. Я же бросил, почти 25 лет назад, вернее 24 года.