«Как мысли выразить себя?»
Игорь Милославский, доктор филологических наук, профессор МГУ
Каждый легко вспомнит свои школьные уроки русского языка. В чем состояла их цель? В том, чтобы в конце концов научиться писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Какие средства вели к этой цели? Разнообразные формальные классификации - различение существительных по родам и падежам, глаголов - по типам спряжения, предложений - по количеству главных членов и т.п.; бесконечные упражнения с заданием - переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, различные разборы - фонетический, по составу слова, морфологический (по частям речи!), синтаксический (по членам предложения!) - как апофеоз всей той премудрости, которая составляла (и составляет!) содержание школьного предмета “русский язык”.
Какие из этих знаний оказались востребованными? Практически никакие. Соответствовала ли цель занятий тем реальным требованиям, которые предъявила жизнь? В очень небольшой степени, поскольку письмо вообще и без ошибок в частности - не самый востребованный вид речевой деятельности. Мы не очень много пишем, но существенно больше говорим, читаем, а особенно слушаем, конечно, с пониманием. Более того, в последнее время появилось много компьютерных программ, позволяющих исправить орфографические и отчасти пунктуационные ошибки в написанном тексте. Чего же потребовала жизнь?
Во-первых, умения читать и слушать с разными целями: от охватывания только общего направления мыслей автора до тончайшего понимания не только самих этих мыслей, их связей и логики, но и авторской оценки сообщаемого, отношения автора к своему собеседнику, уровня авторской культуры, нравственности, компетентности…
Во-вторых, жизнь потребовала умения выступать с разнообразными речами, обнажая или, напротив, вуалируя некоторые аспекты своего сообщения, обращаясь к разным людям и, соответственно, выражая или устраняя свое отношение к ним. Жизнь потребовала умения вести диалог, преследуя при этом разные цели - педагогические, дипломатические, конструктивные, разрушительные… Учили ли всему этому в школе? Явно и целенаправленно, заведомо нет.
…Руководствуясь конструктивными идеями относительно личного бытия, я, полагая малоэффективными крики о том, как все это ужасно, написал учебник по русскому языку для школьников 10-11-х классов, в котором попытался объяснить механизмы, управляющие тем, “как мысли выразить себя, другому - как понять тебя”. Не буду рассказывать, скольких лет и усилий потребовалось для того, чтобы издать книгу. Зато я узнал очень много интересного о разных способах обогащения издателей учебников и чиновников системы Минобразования. Гоголевский Чичиков по сравнению с ними - жалкий приготовишка, но его девиз “Все на свете прошибешь копейкой” живет и блестяще развивается. Теперь, когда учебник и соответствующее руководство для учителя вышло в свет, я никак не спешу праздновать победу.
Я ясно понимаю, что мой опыт может оказаться просто проигнорированным. Во-первых, по причине неизбывного школьного консерватизма, усиливающегося в результате неуклонного понижения профессионального уровня учительского корпуса. И во-вторых, в результате организованного и целенаправленного использования административного ресурса теми чиновниками, авторами, а особенно соавторами учебников русского языка, чьи материальные интересы могут быть затронуты. Кто думает о пустой трате времени учеников и учителей на никому не нужные глупости, об игнорировании именно тех компетентностей в области русского языка, которые востребованы жизнью?! И я кричу: “Помогите!” Советом, делом. Загляните в мой учебник, порекомендуйте его детям, внукам, племянникам своим, своих друзей и коллег!
Отлично понимаю, что мое поведение очень напоминает лесковского Левшу, непременно желавшего сказать именно государю, что “англичане ружья кирпичом не чистят”. Есть у нашего общества проблемы и посерьезнее. Однако владение родным языком (не только его орфографическими и пунктуационными правилами!) как умение обозначить полно и точно все аспекты окружающей нас действительности, как умение передать другому свои мысли и чувства - это фундамент, без которого не только прогресс общества, но само его существование невозможно. Как чистый воздух, как возможность двигаться, видеть, слушать. Известно, что эти ценности осознаются большинством людей только тогда, когда все это потеряно. Особенно унизительно, если эти потери происходят под шум небескорыстной болтовни о важности этих вещей, сопровождаются имитацией деятельности по их сохранению. Именно так обстоит сегодня дело с преподаванием русского языка в русской школе.
Наш мир стал не только меньше и доступнее, но и теснее, а это подразумевает общение широких слоев населения друг с другом. Сегодня иностранные языки занимают в образовательном процессе огромное место. Интернациональная команда преподавателей Клуба носителей языка поможет, используя уникальную методику, овладеть одним или несколькими иностранными языками.
Крым всегда славился своими курортами. По улицам крымских городов и поселков прошли А. Чехов и А. Куприн, здесь они творили и воспевали эти места. Недвижимость Ялты предлагается на порталах интернета, кто-то сказал о том, что жизнь человеку дана один раз и прожить ее надо в Крыму.