В художественной литературе и кино о годах Великой Отечественной войны часто упоминаются знаменитые наркомовские 100 грамм, которые выдавались военнослужащим на фронте. В некоторых произведениях этот вопрос не просто затрагивается, а порой и смакуется, принижая моральный облик фронтовиков, с честью вышедших из тяжелых испытаний войны. Да и не верю я, что водка в виде 100 граммов, выдаваемая на фронте, играла уж такую значительную роль на фронте. Хотя грандиозность рассказов о том, что знаменитая русская водка играла решающую роль в разгроме фашистов порой можно встретить. А в старых фильмах о войне (40-х годов), где все немцы показаны дураками (в детстве я в это верил, пока мой папа, не разрушил этот миф, ему помнились 41 и 42 годы), они говорят по-русски и обязательно с каким-то акцентом, весьма часто произнося: «…водка русский»
Анализируя рассказы фронтовиков, прошедших всю войну, понимаешь, что не всегда ее давали, а только в определенных частях и соединениях и в определенные времена года. Однако, наверное, кому-то водка сыграла свою роковую роль, превратив человека, уже в послевоенные годы в больного алкоголизмом. Но не об этом речь.
В былые времена, когда в армии и на флоте шла плановая подготовка войск и резервов, при принятии военнослужащих из запаса (в простонародье – партизан) на проверочные сборы или для участия в учениях, первое, что можно было услышать от них: «А когда будут давать наркомовские 100 грамм?».
Зрелые мужики и, недавно отслужившие в армии, молодые парни, слегка, а иногда и не слегка принявшие по дороге из военкоматов в воинские части, досаждали кадровым офицерам этим несложным вопросом. При этом никакой выдачи водки в период прохождения службы они не видели, а их, скорее всего шутка, основывалась на некоторых заблуждениях, почерпнутых из военных фильмов, или стародавних рассказов. Может быть играет большую роль в этом и классическая литература, как в произведениях А.С. Пушкина очень часто присутствует пресловутая «рюмка водки»
Старые фронтовики, прошедшие передовую, говорили, что водку давали в зимнее время. А военнослужащим, не входящим в состав боевых частей водка вообще была не положена.
Нормы, действующие по выдаче водки определены постановлениями ГКО можно ознакомиться в материалах сайта «Обозник.ru».
Еще в годы учебы в Военной академии тыла и транспорта вопрос о вообще проблемах пития занимал умы слушателей в чисто историческом аспекте. Время было любопытное – разгар антиалкогольной компании 1985 – 1989 годов. Педагоги, прошедшие горнило войны, служившие во время нее в тыловых частях (автомобильных батальонах, гужевых ротах, распорядительных станциях и т.п.), сразу обрывали дискуссию тем, что в этих частях водка была не положена. А к тем, кто находил ее (наверное, это было не сложно, всегда можно купить и пр.), применялись довольно жестокие меры. Пример приводился любопытный. Солдат (красноармеец), проходящий службу в автомобильном батальоне напился пьяный. Судом военного трибунала он был отправлен в штрафную роту, которая участвовала в уличных боях в Будапеште. Прослужил он в этой роте сутки и после легкого ранения («первой крови») вернулся в автомобильный батальон, перемотанный бинтами. С тех пор он был лучший помощник в воспитательной работе среди солдат, объясняя им, что такое штрафная рота и уличный бой и стоит ли искушать себя спиртными напитками.
В мемуарах генерал-лейтенанта Антипенко Н.А., заместителя командующего фронтом по тылу, было написано по поводу введения нормы выдачи водки. Учитывая, что в штабах этой норма была не положена, то руководству тыла необходимо было изыскивать способы обеспечить штабных командиров этим напитком. Решение было найдено, и в офицерских столовых штаба фронта на столах поставили графинчики с водкой. Но злоупотреблений данным продуктом не было, приведен только один случай. Один штабной командир хватил как-то лишку в столовой, увидев наличие графинчика. Этот эпизод не остался без внимания, меры были приняты не к графинчикам с водкой, а к этому командиру. Надо полагать, что ему нашли другое применение, учитывая, что органы управления фронтом все-таки дальше от переднего края, чем сам передний край. Поэтому другие не пользовались свободой в потреблении горячительного продукта.
Любопытно, что в войсках Закавказского фронта вместо водки выдавалось вино. Нормой определялось «вместо 100 г. водки выдавать 200 г крепленого вина или 300 г столового вина…»
Название статьи говорит о том, что преувеличивать роль спиртных напитков и слишком романтизировать знаменитые наркомовские 100 грамм не стоит. Также не думаю, что наша реклама в метро с фотографией водки , на которой размещен знаменитый боксер, чемпион мира, а ныне еще и киноактер. Возможно, подчеркиваю, возможно, что это лучшая водка, но в рекламе ей делать нечего, да еще и с знаменитым спортсменом.
В. Головинский