simple site templates

Урок по экологии с 11 классом. Тема: “Биотические отношения” (2 часа)

Запись опубликована 05.02.2019 в 00:08 в следующих рубриках: Биология (уч.мат.), Биология.



Урок по экологии с 11 классом. Тема: “Биотические отношения” (2 часа)

     Рукводитель урока: Кулешова Людмила Алексеевна, учитель 1 квалификационной категории. Школа № 27 Нижнего Новгорода.

Презентация “Биотические отношения” PowerPoint. rar (4,4 Мб)

Экология 11 класс.

В настоящее время использование компьютерных технологий позволяет обеспечить наглядность обучения и соответственно лучшее запоминание учащимися новой информации. Проиллюстрирую применение этой технологии на примере урока «Биотические отношения» в 11 общеобразовательном классе.

 При наличии времени его можно разделить на 2 часа: на одном разобрать позитивные биотические отношения, а на другом – антибиотические. Кроме того, после получения новой информации с учащимися можно провести небольшую проверочную работу с самооценкой на закрепление знаний: предложить ребятам критерий оценок и, исходя из них, они получат домашнее задание.

Урок. Биотические отношения /2 часа /

Цели урока: образовательные: получить знания о типах межвидовых взаимоотношений, показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе; развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Оборудование: компьютер, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

 

Из предложенных учителем напечатанных слов на магнитной доске составить схему ( кластер) о многообразии воздействий среды на организм.

ФАКТОРЫ, БИОТИЧЕСКИЕ, АНТРОПОГЕННЫЕ, АБИОТИЧЕСКИЕ, ПРЯМЫЕ, КОСВЕННЫЕ, СВЕТ, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ, ДАВЛЕНИЕ, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ, ОХОТА, ВЫРУБКА ЛЕСА, ОСУШЕНИЕ БОЛОТ.

Ученик по ходу выполнения задания рассказывает домашнее задание. При затруднение учитель обращается к помощи класса.

Учитель: Из названных факторов, какие мы еще не рассматривали?

Ученики отвечают, что это биотические, тем самым формулируют тему урока.

2. Изучение нового материала.

1) Учитель предлагает в предложенном учащимся тексте найти определение биотических отношений, их виды и составить простую схему.

ТЕКСТ. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада (рис. 1), животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Почвенные микроорганизмы, освобождающие минеральные соединения из растительных остатков. Слева – бактерии, справа – дрожжи

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.
Различают разные типы отношений между организмами. Прямые пищевые, или трофические, связи – основные в природе. Они поддерживают жизнь организмов. Каждый вид, размножаясь, не только обеспечивает свое существование, но и служит источником энергии для других. Одни виды потребляют живую пищу, другие – остатки растений или мертвых животных, или помет, или растворы органических веществ.

В природе есть специализированные виды, питающиеся только одним или немногими другими видами, и есть многоядные, с широкими пищевыми связями. К ним относится и человек. Люди могут питаться сотнями видов растений, животных и грибов. Это значит, что энергетические потребности человека обеспечиваются очень широкими трофическими связями с живой природой.

Учитель: Рассмотрим, какие же типы отношений могут возникать между организмами. Рассказ учителя сопровождается показом слайдов презентации.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость. Это взаимовыгодные, взаимополезные отношения. В экологии такие связи называют мутуалистическими или мутуализмом. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Лишайник кладония – пример симбиоза.
На рисунке: клетки водорослей – зелёного цвета; бесцветные – грибные гифы

Многие цветковые растения, например, не могут расти без связи с грибами или клубеньковыми бактериями. Симбиоз с грибами или бактериями улучшает корневое питание растений, которые, со своей стороны, обеспечивают их растворимыми сахарами и другими продуктами фотосинтеза. Лишайники, как известно, представляют собой взаимное сожительство грибов и водорослей Гэбари 1879 (рис. 2). Множество животных не смогли бы переваривать пищу без одноклеточных симбионтов пищеварительного тракта – бактерий и простейших.

Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений . Это протокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно. Примером этих отношений может служить распространение семян некоторых растений муравьями. Копытень европейский - распространенное растение. Увидеть цветущим его сложно т.к. цветки мелкие, бурого цвета, невзрачные, находятся близко к земле, но богаты нектаром, который и привлекает муравьев и они их опыляют. Когда семена созреют, муравьи их собирают и несут в муравейник. Сами семена их не интересуют, покров семени прочный и до содержимого они не достают. Платой за распространение служит ариллус – сочное образование семени, богатое углеводами, маслами и др. питательными веществами. Привлеченные этой приманкой, муравьи растаскивают семена копытня. Съедая ариллус, они бросают семена, которые на следующий год прорастают. Подобный способ распространения и у тимьяна (чабреца). Принесенные семена прорастают прямо на муравейнике.

Другой тип симбиотических отношений - комменсализм. Это пример полезно-нейтральных отношений, т.е. выгода односторонняя, для другого организма эти отношения безразличны. Например, некоторые животные либо питаются остатками пищи представителей другого вида, либо используют их убежища, норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков, многоножек и других мелких животных. В переводе с латинского: «ком» - вместе, «меца» - трапеза, стол.

Примеры комменсализма можно разделить на 3 группы:

- Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц.

- Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями.

- Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре.

Другой тип симбиоза – паразитизм. Это полезно – вредные отношения. С латинского «паразит» - нахлебник, тунеядец. Хозяин – среда обитания паразита или источник пищи. Явление паразитизма многосторонне и известно среди всех царств живой природы: от вирусов и бактерий до высших растений и животных. У растений паразитов способность к фотосинтезу отсутствует: петров крест, повилика и др.

 

Есть эктопаразиты, живущие на поверхности тела хозяина, например клещи. У них тело сплющено в спинно-брюшном направлении, чтобы легче удерживаться на теле хозяина или сжато с боков, чтобы легче двигаться среди волосков (блохи).

Есть эндопаразиты, живущие внутри тела хозяина. Это гельминты – паразитические черви. Они имеют органы прикрепления, упрощенную пищеварительную систему, отсутствие органов чувств, высокую плодовитость.

Существуют паразитические насекомые, которые развиваются в теле других насекомых. Это паразитоиды (наездники). Паразиты бывают временные и стационарные (гельминты).

 

Следующая группа полезно – вредных отношений, не связанных с симбиозом – хищничество.
Это способ добывания пищи животными, реже растениями, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Хищный образ жизни способствует морфо - физиологическому прогрессу. У хищников хорошо развиты органы чувств и нервная система. Так же у хищников хорошо развиты средства умерщвления, добывания и переваривания добычи. Например, острые втягивающиеся когти кошачьих, ядовитые железы паукообразных, змей, стрекательных клеток актиний. Кишечник хищных короче, чем у растительноядных форм, а в пищеварительных соках много ферментов, переваривающих животные белки и кости. У хищников в прцессе эволюции выработались 3 стратегии для поимки жертвы:

1)маскировочная окраска,
2) гибкое поджарое сильное тело,
3)ловчие сети пауков и насекомоядных растений.

Другой тип отношений – конкуренция возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция связана с тем, что представители совместно живущих видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть как пищевые (например, одни и те же виды жертв у хищников или растений – у травоядных), так и другого рода, например наличие мест для выведения потомства, убежищ для защиты от врагов и т. п. В этих случаях, даже если конкурирующие виды мирно сосуществуют, присутствие другого вида неблагоприятно для каждого из них, так как часть необходимых ресурсов используется другим.
Конкурировать могут в природе как близкие виды, так и представители очень далеких групп. Например, суслики в сухой степи выедают до 40% растительного прироста. Это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число овец или сайгаков. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.

Конкуренция может быть внутривидовой (Самоизреживание деревьев в лесу) и межвидовой, если конкурентные отношения вступают особи разных, но экологически близких видов.
В любом биоценозе есть виды, которые связаны друг с другом через цепь других видов и непосредственно не взаимодействуют, уживаясь водном сообществе. Это нейтрализм, например, дрозд и полевка.

Рис. 3. Насекомые на цветках

Пищевые отношения, конкуренция и мутуализм – это двусторонние типы связей. Кроме них существуют отношения, имеющие последствия только для одного из взаимодействующих видов.
Возникает и противоположный тип отношений, когда присутствие одного вида не позволяет выжить другому. Например, под тенистой елью погибают проростки всех светолюбивых трав, а пеницилловые плесневые грибки выделяют антибиотики, губительные для ряда бактерий.

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

3. Закрепление знаний.

Учащиеся выполняют задания на закрепление(задание можно дать по вариантам; например: 1 вариант -нечетные, 2 – четные). После этого производится самооценка в результате просмотра слайдов с верными ответами.

4. Задание на дом.

Те, кто выполнил задания на «5» - синквейн по данной теме
  На «4» - готовят вопросы для своих товарищей по п.4, глава 17
  На «3» - письменно ответить на вопросы №1.2.3 после п.4, глава 17

КОНТАКТНАЯ ФОРМА

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Ежедневные обновления и бесплатные ресурсы.