После того, как руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Виктор Болотов покинул свой пост, главным идеологом и защитником ЕГЭ стала сменившая его на этом посту Любовь Глебова. До поры до времени чиновник отказывалась комментировать “экзаменационные бунты”, вспыхивающие по всей стране, но, основательно подготовившись, все же дала пресс-конференцию, после которой стало ясно одно: ЕГЭ быть.
Основные вопросы, волновавшие журналистов (а также родителей и абитуриентов) касались подтасовки результатов, задержки сертификатов, а также ответов, выложенных в Интернет. Многие школьники, как нам известно, в этом году подавали апелляции на результаты тестов, а в Приморье даже собирали подписи для подачи в суд. Однако, по словам Глебовой, все эти проблемы - мухи, раздутые до размера слонов стараниями СМИ.
“На данный момент по всей стране получено 20 тысяч апелляций” - с удивительно оптимистичными интонациями произнесла Глебова. После чего выдержала чеховскую паузу и продолжила: “Это - менее 1%. Для сравнения - в начале эксперимента количество апелляций доходило до 50%. Динамика, как видите, стремительно снижается. А что московские школьники подают заявок на пересмотр больше, чем другие - это вполне нормально. Мы вообще оцениваем наличие апелляций позитивно”.
Глава Рособрнадзора вообще практически все оценивает крайне позитивно. На вопрос об опубликованных заранее правильных ответах Глебова начала рассказывать занимательные истории из жизни: “Известный случай! Двадцать второго мая на проведении экзамена по физике у четверых детей было обнаружено отсутствие бланков. Бланки нашлись очень быстро - в соседней аудитории, у учителей. Естественно, преподаватели были удалены, а детям предоставили возможность пройти экзамен самостоятельно. Один из учеников, кстати, в итоге сдал на пятерку. Этот случай говорит о том, что мы сами боимся увидеть объективную правду о знаниях детей. Но не стоит забывать, что такие прецеденты немногочисленны. Мы говорим о единичных случаях подтасовки, лишь подчеркивающих объективность ЕГЭ”.
Кстати, объективность стала одним из основных лейтмотивов “образовательной” пресс-конференции. Любовь Глебова не уставала подчеркивать, что ЕГЭ дает своеобразный “срез” всероссийских школьных познаний, а поэтому идеален для получения точной статистики:
“Мы, как, я думаю, и ребята-школьники, заинтересованы не в оценках, а в знаниях. Те результаты, которые мы получили, можно сравнивать с результатами предыдущих лет. И, если судить о качестве образования по процентному соотношению “пятерок”, “четверок” и “двоек”, то с прошлого года практически ничего не изменилось.
Двоек стало чуть больше - так и детей стало больше. Количество же “пятерок” в этом году увеличилось. Для нас самое главное что? Что единый экзамен дает объективную картинку по качеству и уровню знаний. А вот низок этот уровень или высок - зависит от того, с чем сравнивать. Если с нашими иллюзиями - то низок. Здесь нам предстоит большая работа”.
После этого чиновник с энтузиазмом рассказала о той самой “большой работе”, которая предстоит министерству образования. Будет введена система “второй волны ЕГЭ” (сдача экзаменов “для тех, кто не успел”), увеличен срок действия результатов теста (пока до трех лет), введен строгий контроль за доставкой сертификатов в установленные сроки, а проверка работ школьников из регионов будет проводиться не в федеральных, а в региональных центрах.
В общем, судя по масштабу озвученных планов, отменять ЕГЭ в ближайшее время никто не собирается. Потому что 20 тысяч человек - это один процент, а про заранее выложенные в Интернете ответы сами школьники, по словам Глебовой, пишут на форумах, что “это все фигня, на экзамене по-любому другие вопросы будут”. Подытоживая встречу, замминистр не смогла удержаться и навесила на этот сливочно-шоколадный десерт “ЕГЭ” мармеладную вишенку: “В общем, сейчас если бы кто и хотел не хвалить ЕГЭ, то ему оставалось бы лишь беспомощно развести руками”.