Материалы к уроку по географии, тема: «Озеро Байкал – чудо природы»

     Урок по географии, тема “Озеро Байкал – чудо природы”. Руководитель: учитель первой квалификационной категории Ларичева Е.И., школа № 27 города Нижнего Новгорода.

Презентация PowerPoint .rar (~6,6 мБ) Рекомендация: презентацию скачивать на диск /С

ЦЕЛИОбразовательные:

    - сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;
    - рассмотреть особенности природы;
    - выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

Развивающие:

    - продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

Воспитательные:

    - оценить степень изменения природы Байкала человеком;
    - предложить свои варианты решения проблемы Байкала;
    - развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;
    - формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;
    - развивать чувство ответственности за выполнение задания.


ЗАДАЧИ:

    - научить осознавать отрицательное воздействие человека на природу Байкала;
    - воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружеские отношения в процессе совместной работы.

МЕТОД: частично-поисковый.

ФОРМА: ролевая игра.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

    - физическая карта России,
    - атласы,
    - книги, энциклопедии, иллюстрации,
    - тексты с фактическим материалом,
    - конверты с заданиями,
    - диск с изображениями видов Байкала, карт.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ: групповая.

ДЕВИЗ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ: «Помогая другим – учимся сами».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Класс делится на группы – экспедиции, число которых соответствует количеству заданий – четыре.

    I группа - географы «Байкал»
    II группа – биологи « Биолог»
    III группа - химики «Кристалл»
    IV группа – экологи «Прогресс»

Готовится четыре конверта с заданиями для групп.

I группа ГЕОГРАФЫ

    1) Географическое положение озера Байкал (положение на карте)
    2) Происхождение названия. Легенды.
    3) Параметры озера: величина, площадь, размеры, глубина, запасы воды.
    4) Процессы, происходящие в районе озера.
    5) Климат
    6) Ледяной режим озера.

II группа ХИМИКИ

  •  
      - соленость,
      - прозрачность,
      - химический состав,
      - температура,
      - чистота,
      -объем воды.
  • 1) Уникальность воды:

III группа БИОЛОГИ

  •  
      - рачок эпишура – биологический фильтр,
      - уникальные виды рыб,
      - загадка байкальского тюленя (нерпы),
      - другие организмы.
  • 1) Органический мир озера:

IV группа ЭКОЛОГИ

  •  
      - целлюлозно-бумажный комбинат,
      - вырубка леса,
      - загрязнение воды,
      - меры по охране природы,
      - заповедники.
  • 1) Проблемы Байкала:2) Ваши предложения путей решения проблем

Учащиеся изучают полученную информацию, готовят сообщения.
Остальные слушают и заполняют таблицу.

«Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». (Л.С.Берг)

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

Итак, что мы будем изучать:
План на доске.

    1. Образование озерной котловины, процессы , происходящие в районе озера.
    2. Параметры озера
    3. Уникальность воды.
    4. Климат,
    5. Ледяной режим
    6. Органический мир
    7. Экологические проблемы
    8. Пути решения проблем Байкала.

Для изучения уникальности Байкала отправимся в экспедицию к берегам озера. Для этой цели создадим экспедицию, со стоящую из разных ученых: географов, биологов, химиков, экологов.
Показать на карте то место нашей экспедиции.

ПРИМЕЧАНИЕ 1.

II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Разделим всех детей на группы ученых, географов, биологов, химиков, биологов, экологов.

На столы ставятся таблички, раздается фактический материал, конверты с заданиями.

Учащиеся выполняют поставленные задачи и готовят сообщения.

ПРИМЕЧАНИЕ 2

Во время выступления групп звучит музыка «Времена года. Зима» А. Вивальди. (скачать: mp3.rar ~1,1 мБ)

Выступления сопровождаются показом слайдов.

    Химиков – «Вода Байкала»
    Биологов – «Животный мир Байкала»
    Экологов – «Заповедники Байкала»
    Географов – «Лед на Байкале»

III. ПЕРВИЧНЫЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Учащиеся внимательно слушают выступления «ученых» и заполняют таблицу.

IV ЭТАП ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОКАЗ СЛАЙДА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»

ОЦЕНКА РАБОТЫ ЧЛЕНОВ ЭКСПЕДИЦИЙ

Оценивается работа самими членами экспедиций

Теги: вуз, образование, наука, учеба, егэ

Е. Ларичева

WordPress database error: [Table 'faito.wp_comments' doesn't exist]
SELECT * FROM wp_comments WHERE comment_post_ID = '346' AND comment_approved = '1' ORDER BY comment_date

Оставить комментарий