Учебник или винегрет?



      Всего несколько часов понадобилось представителям издательства “Просвещение”, чтобы объяснить учителям, что такое хорошо и что такое плохо. О книгах, по которым стоит заниматься в школе, а какие лучше даже не открывать, рассуждал автор популярного учебника “Окружающий мир” Андрей Плешаков. Приподняв над головой стопку учебных пособий по предмету “Окружающий мир”, Андрей Плешаков напомнил учителям, что 80 %–из них вот уже почти двадцать лет учат школьников по его учебникам. Новостью для череповецких преподавателей это заявление точно не стало. Зато некоторые другие суждения московского автора наверняка кого-то из учителей привели в недоумение.

- Я бы о моде поговорил сейчас. О моде ругать, даже поносить наши учебники. На самом деле современные учебные пособия далеко не так плохи. А фактиче-ские ошибки - явление очень редкое. Вот совсем недавно читал одну московскую газету. И там была статья о моем “Окружающем мире”. Приводится моя цитата, что растения, когда дышат, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Вы представляете, возмущался журналист, ведь всем известно, что все происходит с точностью до наоборот. А журналист просто не в курсе, что растения поглощают углекислый газ при питании.

- Выходит, качество школьных учебников все-таки растет?

- Я бы так не сказал. Большое количество разных вариантов учебников приводит к тому, что их уровень очень отличается. У нас даже в федеральном перечне учебников очень много книг, которые больше походят на винегрет. Все в них перемешано. Морально устарели учебники, в которых от детей требуется лишь заучивание. Когда нет поиска, исследования - к чему хорошему это приведет?

- Каким должен быть идеальный учебник?

- Я бы сказал так: идеальный учебник - это тот, который любят дети. И учителя. И такие учебники школьники запоминают на всю жизнь. Если вы можете вспомнить, по каким книгам занимались в младших классах, значит, вам приходилось иметь дело, скорее всего, с идеальным учебником. Таким я бы назвал “Математику” Моро, “Литературное чтение” под редакцией Горецкого.

- Сколько времени уходит на то, чтобы написать школьный учебник?

- В учебнике, в отличие от романа, автор придумывает не только текст, но и весь методический аппарат, вопросы и задания, иллюстрации, наконец. Многие фотографии в “Окружающем мире” я делал сам. Когда рукопись написана, это еще не значит, что работа над учебником закончена. Потом, возможно, год, а то и больше, учебник находится в издательстве.

В 80 % школ города учителя младших классов выбирают учебник “Окружающий мир” Андрея Плешакова. Это издание одобрено специалистами Министерства образования и науки РФ и вошло в федеральный перечень учебников. Кроме учебника Андрея Плешакова в перечне значится еще порядка двенадцати пособий по этому предмету. В череповецких школах занимаются также по учебникам Александра Вахрушева, Наталии Виноградовой, Зои Клепининой.

Екатерина Дементьева. Wobla.ru