Школа сегодня живет с оглядкой на “субъективные” факторы - в том числе на мнение родителей. От них зависит, где именно будет учиться ребенок. А значит, куда вслед за ним придут бюджетные деньги. Ученые Академии постдипломного педагогического образования решили выяснить, что думают родители о том, как и чему в школе учат их детей.
Авторы исследования “Школа глазами родителей” исходили из того, что современные папы и мамы взаимодействуют со школой гораздо теснее, чем раньше. Они не только помогают ей материально, но также участвуют в образовательном процессе и даже управляют им в попечительских советах и родительских комитетах. Примерно о том же родителей спрашивали семь лет назад, так что авторы выяснили, что изменилось в оценках респондентов. Примечательно, что на вопросы анкеты оба раза отвечали преимущественно мамы и бабушки - папы по-прежнему не горят желанием сидеть на родительских собраниях. Так что взгляд на проблемы школьного образования получился по преимуществу женский.
Понять, чего родители хотят от школы, помогли ответы на вопрос: какое жизненное правило должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? Более 40 процентов указали на самостоятельность, целеустремленность, уверенность в себе. Свыше 30 - на формирование нравственных качеств, а примерно каждый пятый респондент - на любовь к труду.
Но при сравнении общей позиции родителей с их требованиями к школьному образованию выяснилось, что главное - подготовка к продолжению образования, а не воспитание “самостоятельности, нравственности и любви к труду”. При этом папы и мамы обращают внимание на статус школы (гимназия, лицей или специализированная). В 2007-м гораздо больше родителей, чем семь лет назад, указали, что их ребенку нужны “знания, помогающие самостоятельно учиться”. По мнению авторов исследования, родители чутко уловили основной запрос времени к образованию: умение самостоятельно учиться - ключевое умение для жизни в XXI веке.
В понятие “хорошая школа” большая часть родителей вкладывает два параметра - высокий уровень знаний и внимательное отношение к детям, атмосфера в школе. Гораздо ниже респонденты оценили внимание к формированию инициативы и самостоятельности детей.
- Иными словами, индивидуальность ребенка, его особенности оказываются на периферии педагогических забот и интересов, - считает научный руководитель исследования профессор Семен Вершловский.
По мере приближения учеников к школьному порогу, родителей все больше волнует их здоровье. Они считают, что школы, особенно гимназии, его не прибавляют.
Выяснилось, что за последние семь лет папы и мамы еще больше стали помогать школе материально. Статей расходов достаточно: от организации школьной жизни до сдачи денег на учебники.
Исследователей порадовало, что многие респонденты подчеркивают гуманистическую атмосферу в школе. Но почти треть родителей сравнивают школу с фабрикой или казармой. Причем негативные характеристики никак не связаны с возрастом ученика. Чаще других ссылаются на “казарменную” атмосферу родители-спонсоры. Но даже те, чьи дети, по их же собственному определению, учатся в “казарме”, посоветовали бы знакомым отдать туда же своих детей. Странную непоследовательность ученые объясняют так: для родителей очень высока “знаниевая” роль школы. Ради нее они готовы мириться с негативными сторонами.
- Получается, что родители мыслят стереотипами. Они больше всего ценят в школе то, что она является источником знаний. Главное для них - чтобы ребята поступили в вуз. И, к сожалению, они не очень понимают, что это самое качество знаний расценивают, в первую очередь, чисто с коммерческой стороны. Сегодня в городе максимум десять вузов, дающих сильную качественную подготовку. А родителям важно, чтобы школа дала возможность поступить в вуз и гарантированно получить высшее образование. И в принципе н еважно, в какой именно вуз, - рассуждает Семен Вершловский. - Да, родители признают, что школа бывает порой казармой. Но для них, к сожалению, это менее значимо. Знания затмевают даже понимание того, какую опасность представляет собой школа, если она не обладает гуманной атмосферой взаимоотношений.
Как и 7 лет назад, примерно каждый третий назвал школу казармой или фабрикой. Вывод ученых очевиден: новейшие компьютеры, быстрый интернет, стеклопакеты и зеркала сами по себе человеческой атмосферы не создадут.
СПРАВКА: Около 39% опрошенных родителей охарактеризовали школу как дом, 20% - как семью, 28% - как фабрику и 2 % - как казарму; 12% - как храм знаний, супермаркет-базар, коммуналку.
Ирина Радова
Известия.RU