Независимо от целей получения последипломного образования, крайне важно найти подходящее учебное заведение и приложить максимум усилий для того, чтобы сделать обучение успешным. Простые и практичные советы помогут получить необходимый результат от магистратуры или аспирантуры. Кристин Вильямс (Kristin Williams), исполнительный директор приемной комиссии программ последипломного образования в университете им. Дж. Вашингтона (г. Вашингтон), провела собственное исследование.
Помимо очевидных преимуществ, которые дает научная степень — интеллектуальная стимуляция и обогащение личных знаний — существуют и другие, не менее веские причины получения последипломного образования:
- Научная степень подразумевает более высокий заработок: в США обладатели степени магистра и выше зарабатывают в среднем на 33% больше, чем бакалавры.
- Последипломное образование может быть необходимо для получения навыков и знаний, либо для выполнения формальных требований определенной должности или профессии.
- Научная степень может обеспечить более высокую мобильность в интересующей вас области и облегчить смену работы, а может и стать необходимостью для того, чтобы успеть за развитием науки в определенной сфере.
Начать процесс выбора лучше всего с анализа многочисленных источников информации об учебных заведениях и программах последипломного образования.
Различные мероприятия — например, ярмарки учебных заведений или информационные семинары, проводимые в отдельных университетах — позволяют пообщаться с представителями учебных заведений лицом к лицу.
Каталоги программ последипломного образования в Интернете обычно включают базы данных с возможностью поиска, в которых легко найти университеты, предлагающие программы в интересующей вас области. Центры EducationUSA (http://educationusa.state.gov) — это всемирная сеть, в которую входят более 450 консультационных центров, предлагающих точную, полную и объективную информацию о возможностях обучения в США. Каждый, кто регистрируется для сдачи экзаменов Graduate Record Examination (GRE) или Graduate Management Admissions Test (GMAT), автоматически попадает в базы данных EducationUSA (хотя вы можете попросить не включать вас). Некоторые учебные заведения запрашивают эту информацию и напрямую информируют потенциальных студентов о различных программах. Наконец, отличным источником информации о программах последипломного образования могут стать преподаватели в вашем ВУЗе, работодатели, коллеги, а также родные и друзья, которые учились в США.
Выбор программы последипломного образования
Выделив интересующие вас учебные заведения, посетите их веб-сайты и найдите описание программ, требования к поступающим, а также другую важную информацию — например, стоимость программы и возможность предоставления жилья. При выборе программы необходимо учитывать множество факторов. В частности, следует:
1. Определить конкретные программы последипломного образования, соответствующие вашим интересам, подготовке и целям.
- Каковы ваши личные предпочтения в плане типа и местоположения учебного заведения? Большой ВУЗ или маленький? В городе или сельской местности? В определенной части страны или около определенного города?
- Какое образование вы хотели бы получить? Практическое или теоретическое?
- Какие из дополнительных услуг имеют для вас наибольшее значение (стажировка, уход за ребенком, предоставление жилья)?
- Сколько времени вы готовы потратить на программу?
2. Собрать информацию о следующих важных особенностях этих программ и университетов.
- Заслуги, репутация и научные интересы преподавателей
- Аккредитация учебного заведения и (если необходимо) программы
- Прямые и косвенные расходы (обучение, другие взносы, книги, расходы на проживание, медицинская страховка), а также доступность финансовой помощи
- Требования и курсы, входящие в программу
- Ресурсы, предоставляемые заведением (библиотеки, компьютеры, лаборатории и т.д.)
- Насколько успешно трудоустраиваются выпускники данной программы (помощь в трудоустройстве)
3. Объективно оценить свое образование и свой потенциал. Насколько строг отбор для поступающих на обучение по программе? Удастся ли вам выполнить требования для поступления?
Подача документов на поступление
Хотя каждый университет и каждая программа предъявляют собственные требования к поступающим, обычно бывают необходимы следующие документы:
- Заполненная и подписанная форма заявления
- Плата за обработку заявления (взимается большинством заведений)
- Официальные документы, подтверждающие успеваемость во всех средне-специальных и высших учебных заведениях, которые вы посещали
- Рекомендательные письма
- Заявление о целях обучения или личное заявление
- Результаты стандартизированных тестов (см. ниже)
- В случае запроса у университета формы I-20 или DS-2019 — заполненный финансовый сертификат с подтверждающими документами
Кроме того, многие программы требуют предоставить и другие документы — резюме, образец письменной речи, список выполненных работ или подтверждение профессиональной лицензии.
Советы по заполнению заявления при поступлении на последипломное обучение
- Прочитайте инструкции и точно им следуйте.
- Предоставляйте полную и точную информацию. Как правило, заявления не рассматриваются до получения ВСЕХ необходимых документов.
- Заполняйте заявление аккуратным почерком или на принтере. Если ваше заявление невозможно прочитать, его не будут рассматривать.
- Единообразно пишите свое полное имя (так, как оно написано в паспорте) на всех формах.
- Не дожидайтесь крайнего срока — подавайте все необходимые материалы заблаговременно.
- Будьте организованы, собирая документы для пакета с заявлением. Сделайте копии всех отправляемых документов.
- При возникновении любых вопросов обязательно свяжитесь с приемной комиссией.
Обычно заявления принимаются как через Интернет, так и в бумажном виде. Однако для большинства университетов электронная форма является предпочтительной, поскольку ее можно быстрее обработать. Кроме того, при подаче заявления через Интернет доступны некоторые дополнительные возможности — например, подача рекомендательных писем и других сопроводительных документов (заявления о целях обучения, образцов письменной речи, резюме и т.д.) в электронном виде.
Академические справки и оценки
При подаче документов необходимо представить академические справки, подробный сертификат с оценками или аналогичный документ, в котором указана вся работа за курс, оценки и подтверждение полученных степеней в каждом учебном заведении, которое вы посещали. При этом должно быть указано, получены или нет баллы за курс, выполнена ли программа, либо баллы перенесены в другую справку. Академические справки должны быть официальными и представляться в запечатанных конвертах, в которых они выдаются. Если академические справки представляются на других языках (не английском), необходимо также приложить сертифицированный перевод на английский язык — обычного перевода будет недостаточно. Оба документа должны быть заверены официальным государственным органом или уполномоченным лицом.
Учебные заведения могут указывать минимальное значение средней оценки для поступающих, однако в некоторых случаях демонстрации прогресса может быть достаточно. Для некоторых программ учебное заведение может рассматривать среднюю оценку по основному предмету или по отдельным курсам, связанным с программой последипломного образования.
Рекомендации
Для различных учебных заведений и различных программ может понадобиться разное число рекомендаций. Изучите инструкции для поступающих и убедитесь, что у вас есть необходимое число рекомендаций нужного типа (академических или профессиональных).
Для различных учебных заведений и различных программ может понадобиться разное число рекомендаций. Изучите инструкции для поступающих и убедитесь, что у вас есть необходимое число рекомендаций нужного типа.
За рекомендацией лучше всего обратиться к кому-то, кого вы знаете лично, и кто знает вас с положительной стороны. Рекомендации преподавателей будут особенно важны, если вы решили заняться научными исследованиями. Если вы намереваетесь получить степень в профессиональной области, обычно подойдут рекомендации как от преподавателей, так и от тех, кто знает вас как профессионала. Не стоит представлять рекомендации от людей, знающих вас только как родственника или друга.
Желательно максимально облегчить процесс для дающего рекомендацию. Прежде всего, выясните, есть ли у человека желание и время, чтобы написать рекомендацию. Не забудьте сообщить ему, на какую программу вы поступаете, и приложите информацию о себе (резюме или биографию, копию персонального заявления, копию удачной работы, написанной вами в процессе обучения у этого преподавателя).
Согласно американскому закону Family & Educational Rights & Privacy Act (FERPA), вам обязаны предоставить доступ к рекомендательному письму, если только вы специально не откажетесь от такого доступа. Решение остается за вами. Однако многие приемные комиссии считают рекомендации более точными и честными, если поступающие отказываются иметь к ним доступ.
Заявление о целях обучения/Личное заявление
Заявление о целях обучения — ваш шанс выделиться на фоне других поступающих. Расскажите представителям учебного заведения о своих интересных или уникальных чертах, а также о том, почему они должны быть заинтересованы в приеме вас на обучение. Вы можете включить сюда информацию, не вошедшую в резюме или другие поданные документы — например, интересный опыт или уникальные характеристики.
При составлении заявления важно соблюдать правила, установленные учебным заведением. Внимательно прочитайте объяснение в пакете для поступающих и определите необходимую длину и содержание заявления. Говоря кратко, заявление должно быть честным и точным, написанным хорошим языком. Заявление не должно содержать грамматических или орфографических ошибок. Не стоит пытаться объяснить в этом документе какие-либо негативные аспекты — лучше поместить это объяснение в отдельное заявление или письмо.
Заявление о целях обучения — ваш шанс выделиться на фоне других поступающих.
Результаты стандартных тестов
Узнайте, необходимы ли для программы, на которую вы поступаете, результаты каких-либо стандартных тестов (например, GRE, GRE subject, GMAT). Поскольку учебному заведению может понадобиться до шести недель, чтобы получить официальные результаты тестов, тесты нужно сдавать заблаговременно. Организация, проводящая тестирование, может отправить результаты теста по почте прямо приемной комиссии учебного заведения. Как правило, комиссии не принимают результаты, возраст которых превышает 5 лет, а результаты тестов TOEFL и IELTS действительны в течение двух лет.
Обычно результаты тестов TOEFL и IELTS требуются всем поступающим, для которых английский не является родным языком и в странах которых английский не имеет статус официального языка. Обратите внимание, что баллы, необходимые для поступления и для работы в качестве ассистента преподавателя, могут различаться.
Подготовка к успеху
Успех последипломного образования зависит как от академической подготовки, так и от личных качеств. Хотя академические успехи в ВУЗе и результаты стандартных тестов отчасти определяют успех, для последипломного образования также необходимы настойчивость, самодисциплина, инициатива, а также способность работать в сотрудничестве с преподавателями и коллегами. Также важно сохранять мотивацию и иметь четкую картину вклада программы в достижение ваших личных и профессиональных целей. Кроме того, непосредственный опыт работы в выбранной сфере (как за плату, так и без нее) и/или общения с людьми, работающими в этой области, усилит ваше заявление при поступлении и поможет принять более правильное решение о том, какую именно степень или программу лучше выбрать.
Во время обучения активно пользуйтесь услугами учебного заведения, призванными помощь вашему успеху. Помимо академической помощи своего научного руководителя, используйте другие услуги: практические занятия для формирования навыков научной работы, письма и исследований, возможность отточить ваше знание английского языка, а также консультации по профессиональному развитию.
Наконец, постарайтесь провести время с максимальной пользой. Знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте сеть профессиональных контактов, а также повышайте ценность своего опыта, участвуя в интеллектуальной и культурной жизни университета. Знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте сеть профессиональных контактов, а также повышайте ценность своего опыта, участвуя в интеллектуальной и культурной жизни университета.