Орфография и пунктуация первоисточника сохранена
“Преподавание - это диагноз, - смеется Елена Никифорова, - я сама до сих пор с удовольствием замещаю преподавателей”. Елена закончила филфак Санкт-Петербургского университета по специальности “русский как иностранный”. Успела поработать преподавателем, а потом директором турецкой строительной компании. “Моя карьера развивалась в двух направлениях - преподавание и управление, причем в западных компаниях, - рассказывает Никифорова. - Поэтому я знала, как сделать ориентированную на иностранных учеников школу. Это то, к чему я шла, пока была наемным менеджером”.
“Мы сразу решили, что школу премиум-класса нельзя открывать на окраине и в подвале”, - объясняет Никифорова. Стоимость аренды помещения неподалеку от метро “Кропоткинская” Никифорова не называет, лишь сообщает, что она соответствует ценам в центре Москвы. Стартовый капитал, состоящий из личных сбережений соучредителей (у RussianLab их двое - Елена Никифорова и Екатерина Шугурова), составил около 1,5 млн руб. и был потрачен на ремонт, мебель, оргтехнику и зарплату сотрудникам в первые месяцы работы школы. Шторы для кухни Никифорова шила сама.
“Красивый ремонт сделать не сложно, гораздо труднее найти хороших преподавателей, - делится Никифорова. - За время работы школы я отсмотрела около 200 соискателей, из них нам подходят лишь 10%. Университетским преподавателям сложно перестроиться, а нашим студентам не нужен язык Пушкина, их цель - общение с русскими коллегами и подчиненными”. Директор школы Globallink Марина Бабичева придерживается иной точки зрения: “У нас преподают либо представители старой школы, много лет проработавшие в вузах, либо молодые специалисты, получившие дополнительное образование. Но таких найти действительно сложно”. Никифорова до сих пор едва ли не ежедневно проводит собеседования с кандидатами, руководствуясь критериями: высшее профильное образование плюс харизма. Прошедшие отбор харизматики получают от 220 до 400 руб. за академический час.
Ставка на экспатов
Первые студенты у RussianLab появились в январе 2007 г. “Мы давали объявления в издания для экспатов, но западная аудитория ориентирована на интернет, и именно оттуда к нам пришли 99% наших студентов”, - говорит Никифорова. - В основном это топ-менеджеры крупных иностранных компаний, в частности Shlumberger, Ernst & Young, и работники посольств”. “Наш менеджер выбрал школу RussianLab по рекомендации знакомых, и сейчас мы заключаем контракт на его обучение”, - подтверждает сотрудник отдела по работе с персоналом компании Ernst & Young Елена Иванова. “В RussianLab уже отучились несколько наших человек, скоро еще одна сотрудница будет брать интенсивный курс, мы ведем переговоры о выездном обучении”, - рассказывает руководитель программы обучения сотрудников американской миссии в России Анна Куракова.
Обучение экспатов чаще всего оплачивают компании. Недельный интенсивный курс (20 уроков) стоит 6900 руб., индивидуальное обучение (не меньше 10 уроков за пять недель) - 790 руб. за урок. “Это не самые низкие цены по Москве, но и не максимальные”, - утверждает Никифорова. В первый же месяц после открытия RussianLab заработала около 150 000 руб., сейчас ежемесячные поступления приближаются к 0,5 млн руб. “Мы еще не окупили вложения, но уже прекратили инвестиции в проект. Для образовательного учреждения это хорошо”, - отмечает Никифорова.
Красивый звук
“Группы подобраны правильно не только по уровню студентов, но и с точки зрения профессиональных интересов”, - говорит Куракова. “У нас образовался своеобразный бизнес-клуб, новички обмениваются визитками и знакомятся на ломаном русском, - улыбается Никифорова. - Студентов, специально приехавших поучиться языку на короткий срок, не больше 10%, но мы хотим развивать и это направление, даже собираемся открыть мини-гостиницу”.
“Международное” направление развивают и другие игроки рынка. “Мы регулярно обучаем студентов, сами делаем им приглашения и даже помогаем с расселением в семьи, чтобы они практиковались в русском и за пределами школы”, - рассказывает руководитель отдела русского языка школы Language Link Мария Финашина.
Студент-химик Денис ван де Вегле и банковский служащий Луис Верзеле приехали в Москву из Бельгии. Информацию о RussianLab нашли в интернете. На вопрос, зачем он учит русский язык, ван де Вегле отвечает: “Красивый звук и полезно для будущей работы”. Оба студента, медленно подбирая слова, хором говорят: “Это модная школа”. А потом, показывая на учительницу, добавляют: “И хорошая бабушка!” Но, видя ужас на лице молоденькой учительницы, быстро поправляются: “Ой, девушка”.
Хватит на всех
“Услуга обучения русскому иностранцев очень востребованна”, - полагает директор школы Liden & Denz Юлия Паташева. “Работающим у нас иностранцам необходимо знание русского, без него они оказываются на задворках бизнеса”, - считает Куракова. “Экспаты стремятся выучить язык хотя бы для того, чтобы понимать, что говорят о них подчиненные”, - смеется директор департамента развития кадрового агентства Penny Lane Personnel Елена Егорова. “Рынок, на котором мы играем, динамичен: в нем есть школы, которые открылись очень давно, но сейчас появилось много маленьких школ, которые работают полулегально, студентов это обстоятельство мало интересует”, - рассуждает Финашина. “Частные преподаватели берут дешевле, но крупным компаниям удобнее иметь дело с официальными школами”, - считает Никифорова. В Москве работает около 10 крупных школ русского языка для иностранцев, по оценкам Никифоровой, не больше трех из них - серьезные учебные заведения. Эту же цифру называет Финашина и добавляет, что “RussianLab еще молодая школа, поэтому непонятно, какое место она займет на рынке”. У Никифоровой на этот счет сомнений нет: “Мы собираемся развиваться в сеть”.