Архив за Ноябрь, 2010

Учебник «История России. 1917-2004» признан нецелесообразным

26.11.2010

Использование нашумевшего учебного пособия профессоров истфака МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Барсенкова и Александра Вдовина “История России. 1917-2004″ признано нецелесообразным. Такое решение принял ученый совет ист-фака МГУ на основании заключения экспертной комиссии.

Напомним, что трактовка профессорами Барсенковым и Вдовиным некоторых исторических ситуаций и фактов вызвала шквал протестов со стороны ряда общественных организаций.

(more…)

Мысль, лишенная слов

25.11.2010

Обсуждение сталинской политики голода по отношению к населению обнаружило некоторые несовершенства в языке нашей исторической науки. Оказалось, что нет русского слова для обозначения такой политики. Есть только не слишком точное название этих действий по отношению к производителям - изъятие излишков продовольствия. А по отношению к потребителям эта политика оборачивается дефицитом. Именно поэтому украинское слово голодомор (”политика, направленная на то, чтобы морить население голодом“) легко приживается в современном русском языке.

(more…)

Ни стыда, ни совести

08.11.2010

Чтобы лучше понять человека, стоит рассмотреть его личность по крайней мере с двух сторон - внутренней и внешней. Соответствие этих сторон обозначается словами искренний, открытый, бесхитростный и даже простодушный. Напротив, за словом хитрый стоит несоответствие между внутренними настроениями и внешними проявлениями. То же самое наблюдается и во фразеологизмах. На языке мед, а в сердце лед; мягко стелет, да жестко спать; волк в овечьей шкуре; три пишем - два в уме. В некоторых русских словах такое важное различие между внешним и внутренним не проводится. Что создает трудности для взаимопонимания.

Когда мы читаем или слышим, например, что Х грубый, веселый или ленивый, то обычно вполне удовлетворяемся этой характеристикой. Хотя она довольно невнятна.
(more…)

Короче, Склифосовский!

08.11.2010

По мнению некоторых лингвистов, основная тенденция развития всех языков предопределена стремлением говорящих к “экономии усилий”. Разнообразные проявления этой тенденции представлены и в русском языке. Когда мы, например, произносим чек вместо человек. Или, покупая железнодорожные билеты, говорим: “Рязань, два, обратно”. Объясняем приезжему, что до Театральной идет пятерка. Наверное, в разговорной речи, когда обоим собеседникам многое ясно из самой бытовой ситуации, подобные “сокращения” допустимы. Но всегда ли они простительны?
(more…)

Тема: «Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие Землю». Материалы к уроку

01.11.2010

Урок географии в 6 классе по теме: «Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие Землю».

Учитель географии Ларичева Е.И. Средняя школа № 27 г. Нижний Новгород.

Видеоматериалы к уроку PowerPoint .ppt (~8,4 Мб).

ЦЕЛИ УРОКА:

- Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника;
способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
- Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства
.

(more…)